Соединения деталей из древесины и древесных материалов

 Стандарт распространяется на основные шиповые соединения деталей из древесины и устанавливает их типы и размеры.

Типы основных соединений деталей из древесины (табл. 111 - 114) имеют следующие условные обозначения:
УК - угловое концевое; УЯ - угловое ящичное; УС - угловое серединное; К - по кромке; Ду - по длине на "ус". 
Примечания к табл. 111 и 112:
1. Угловые соединения (концевые и серединные) допускается выполнять с фасками и фальцами, размеры которых соответствуют стандартизованному дереворежущему инструменту.
2. Допускается подсечка заплечников под углом 45 °.
3. Дно паза может быть плоским или другой формы в зависимости от формы присоединяемой детали.

111. Типы и размеры угловых концевых соединений деталей из древесины

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

На шип открытый сквозной:


УК-1


S1=0,4S0
S2=0,5(S0-S1)
 


УК - 2
 
S1= S2 = S3 = 0,20S0
 S2=0,5[S0 -(2S1+S3)]

УК - 3
 

S1= S3 =0,14S0
S2=0,15S0
одинарный двойной тройной
На шип с полупотемком:
УК-4


S1=0,4S0
l = (0,5-0,8)B; h=0,7B1
S2=0,5(S0-S1)
l = (0,3-0,6)l1
 

УК-5


 S1=0,4S0
l = 0,5B; h=0,6B1
S2=0,5(S0-S1)
 
несквозной сквозной
На шип с потемком:
УК-6


S1=0,4S0
l = (0,5-0,8)B; h=0,7B1
S2=0,5(S0-S1)
b - не менее 2мм

УК-7
 
S1=0,4S0
l = 0,5B; h=0,6B1
S2=0,5(S0-S1)

несквозной сквозной
На шипы круглые вставные (шканты):


УК-8


S1=0,4S0; l - длина шканта (2,5 -6)d
l1 более l на 2-3 мм
 

несквозные и сквозные
На ус со вставными круглыми шипами (шкантами):
УК-9



d=0,4S0; l - длина шканта (2,5 -6)d
l1 более l на 2-3 мм
Допускается применять сквозные шканты
 
несквозные
На ус со вставным плоским шипом:
УК-10



S1=0,4S0;
 Для деталей толщиной до 10 мм
S1=2-3 мм; l=(1-1,2)B; b=0,75B
Допускается соединение деталей на "ус" двойным вставным шипом, при этом S1=0,2S0;
УК-11
 

S1=0,4S0;
 Для деталей толщиной до 10 мм
S1=2-3 мм; l=(1-1,2)B; 
Допускается соединение деталей на "ус" двойным вставным шипом, при этом S1=0,2S0;
несквозной сквозной
Зубчатое
 УК-12

 
Длина зубчатого 
шипа L

Шаг шипа t

Затупление b
50
32
20
10
5
12,00
8,00
6,00
3,50
1,75
2,0
1,0
1,0
0,5
0,2

Примечания :
1. Расчетные толщины шипов и диаметров шкантов соединений типов УК округляют до ближайшего размера: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20 и 25 мм.
2. В соединениях типов УК-1 - УК-7 значение величины S2 установлены для симметричного расположения шипов. При несимметричном расположении шипов величину S2устанавливают в зависимости от назначения и конструкции изделия.
При различных толщинах соединяемых деталей S1 назначают в зависимости от толщины с шипом.
3. В соединениях типов УК-1 - УК-3 и УК-7 допускается дополнительное крепление соединения нагелем на клею, а угол а принимают в зависимости от конструкции изделия.

 112. Типы и размеры угловых серединных соединений деталей из древесины

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

На шип 
одинарный:


УС -1


УС -2


УС -3

S1=0,4S0
S2=0,5(S0-S1): b не менее 2 мм
l1 = (0,3-0,8)B; l2 = (0,2-0,3)B1
В соединениях типов УС-1, УС-2 
допускается двойной шип, при этом
S1=0,2S0, R соответствует радиусу фрезы
 

несквозной

несквозной в паз

сквозной

На шип двойной:


УС -4


S1= S2 = S3 = 0,20S0
 S2=0,5[S0 -(2S1+S3)]
 

сквозной

В паз и гребень


УС -5

S1=(0,4-0,5)S0
l1 = (0,3-0,8)S; S2=0,5(S0-S1)
b не менее 2 мм
 

несквозной

В паз
УС -6

l1 = (0,3-0,8)S0; b не менее 1 мм
 

несквозной

На шипы круглые 
вставные (шканты):

УС -7


d=0,4S0; l = (2,5 -6)d
l1 более l на 2-3 мм
Допускается применять сквозные шканты
 

несквозной

На шип 
"ласточкин хвост"

УС -8


l = (0,3 -0б5)B1
S1 = 0,85S0
полученный размер округляют до 
ближайшего диаметра фрезы 13;14;15;16;17 мм, и не менее S0
 

несквозной

Примечания: 
1. Расчетные толщины шипов и диаметры шкантов соединений типов УС округляют до ближайшего размера 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20 и 25 мм, а угол устанавливают в зависимости от конструкции изделия.
2. В соединениях типов УС-1 - УС-4 значение величины S2 установлены для симметричного расположения шипов. При несимметричном расположении шипов величину S2устанавливают в зависимости от назначения и конструкции изделия.

113. Типы и размеры угловых ящичных соединений (УЯ) деталей из древесины

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

На шип прямой
УЯ -1

S1=  S3 = 6;8;10;12;14;18 мм 
l = S0;  S2 не менее  0,3S0
 
открытый
На шип 
"ласточкин хвост"

УЯ -2

S1 = 0,85S0
полученный размер округляют до 
ближайшего диаметра фрезы 13;14;15;16;17 мм
S2 не менее  0,75S0 ; S3 = (0,85 -3)S0; l=S0; a=100
Допускается соединение на шип 
"ласточкин хвост" в полупотай
 
открытый
На шип круглый 
вставной (шкант):

УЯ -3

 d = 0,4S0
полученный диаметр шкантов округляют до 
ближайшего диаметра фрезы 4;6;8;10;12;16;20 и 25 мм
l = (2,5 -6)d; l1 более l на 1-2 мм; b=от 0 до dmin
 
открытый

 114. Типы и размеры соединений по кромке (К) деталей из древесины

Типы 
соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

На рейку


K-1

l = 20 -30 мм; l1 более l на 2-3 мм; S1=0,4S0
(для реек из древесины) S1=0,25S0 (для реек из фанеры)
Размер S1 округляют до ближайшего размера 
пазовой дисковой фрезы: 4;5;6;8;10;12;16 и 20 мм.
Допускаются на кромках одно- и двухсторонние фаски
 

В четверть


К-2

h = S0/2 - 0,5 мм

Допускаются на кромках одно- и двухсторонние фаски.
 Допускается в соединении деталей 
платфори грузовых автомобилей и прицепов 
при S0 свыше 30 мм глубина четверти b= 8 мм 
 
S0 b
От 12 до 15 вкл.
Св. 15 » 20 »
» 20 » 30 »
» 30
6
8
10
16

 

В паз и 
гребень


K-3

Допускаются на кромках 
одно- и двухсторонние 
фаски. Для тары, включая 
специальную, допускается 
при S0=22 мм, S1=6 мм, l = 6 мм.
Допускается формирование 
соединения без заоваливания 
радиусом r углов 
гребня и паза.
 
S0 S1 l
От 10 до 12 вкл.
Св. 12 » 19 »
» 19 » 25 »
» 25 » 29 »
» 29 » 40 »
4
6
8
10
12
6
6
8
10
12

K-4


S0 S S1 l l1 b b1
28
36
6
9
7
10
6
6
7
7
15
17
14
16

K-5

Допускаются на кромках 
одно- и двухсторонние фаски
В соединении деталей платформ 
грузовых автомобилей и 
прицепов при S0 свыше 30 мм 
допускается  l = 7 мм.
Допускается формирование 
соединения без заоваливания 
радиусом r углов 
гребня и паза
 
S0 S1 l l1 r
12-13
15-16
20-22
25
30-35
40-45
50-60
5,5
6,5
8,5
9,0
11,5
14,5
16,5
7
8
10
10
12
12
120
8
9
11
11
13
15
15
1,5
2
2
2
3
3
3

прямоугольный

прямоугольный

трапецеидальный
На гладкую 
фугу

K-6

 
В паз и 
гребень

K-7


S0 S1 l l1 b
16
27
6
6
6
6
6,5
7
5
10,5

гребень

Соединение деталей по длине на зубчатый шип должно соответствовать требованиям ГОСТ 19414-90. Соединение деталей по длине на "ус" (Ду) должно соответствовать требованиям, указанным на рис. 8.


где L=8S0

Рис. 8

В деталях, требующих повышенной прочности, длину усового соединения L устанавливают (10-12)S0. Точность изготовления элементов и методы испытания соединений указаны в рекомендуемом приложении. Величина отклонений от номинальных размеров шиповых соединений деталей из древесины устанавливается в нормативно-технической документации на конкретные изделия и должна соответствовать требованиям 
ГОСТ 6449.1-82 и ГОСТ 6449.3-82.

Прочность соединений деревянных деталей

Наибольшая прочность клеевых соединении деревянных деталей достигается при точности изготовления элементов соединения (толщина и ширина гнезда), обеспечивающей в период сборки натяг от 0 до 0,3 мм. Нижний предел от 0 до 0,2 мм принимают для шипов из древесины твердых лиственных пород, а верхний предел от 0,1 до 0,3 мм - для шипов из древесины хвойных и мягких лиственных пород. Прочность угловых концевых и ящичных соединений (УК, УЯ) испытывают по схеме, указанной в ГОСТ 23166-78. Предел прочности вычисляют с погрешностью не более 
0,001 МПа по формуле

l = P.100/ BS ,

где Р - максимальная нагрузка при разрушении образца, Н;  
В - ширина бруска, м;  
 S -толщина бруска, м.

Прочность клеевого соединения на гладкую фугу при скалывании вдоль волокон испытывают по ГОСТ 15613.1-84.
Прочность соединений деталей по длине на "ус" испытывают на растяжение по ГОСТ 15613.5-79, 
при этом длина образца должна быть не менее 500 мм.


 Рис.9

Испытания на статический изгиб проводят по ГОСТ 15613.4-78.
Прочность соединений типов УК и УС, используемых в конструкциях с горизонтальным расположением элементов и вертикальным направлением действия нагрузок, испытывают по схеме, указанной на рис. 9.