При расчете вал принимают за балку, лежащую на шарнирных опорах. Эта расчетная схема точно соответствует действительному положению только для валов на подшипниках качения, установленных по одному или по два в опоре; при двух подшипниках должна быть обеспечена самоустанавливаемость опоры; например, установкой конических роликоподшипников вершинами роликов в разные стороны.
Для других опор такую расчетную схему можно применять как приближенную. При длинных несамоустанавливающихся подшипниках скольжения, расположенных по концам вала, равнодействующую реакции подшипника следует предполагать приложенной к точке, отстоящей от его кромки со стороны пролета на 1/3—1/4 длины подшипника.
При расчете валов, вращающихся в длинных подшипниках скольжения (l/d= 3), расчетная схема приближается к схеме балки с заделанными концами.
В табл. 8 и на рис. 12 приведены формулы для определения реакций опор и изгибающих моментов двухопорных валов с характерными случаями нагружения.
8. Определение реакций в опорах
1. А = А1 + А2 + А3;
В = В1 + В2 + B3 (алгебраическая сумма).
2. Если приложенная сила Q
3. Q
Приложенная сила | Q |
Q |
Q |
|||
Реакция опор | +А1 | +B1 | +A2 | +B2 | -А3 | +B3 |
Формула | bQ1/l | aQ1/l | A2 = B2 = Q2/2 | cQ3/L | LQ3/l |
Рис. 12. Определение реакций опор и изгибающих моментов двухопорных валов с приведенными случаями нагружения
Диаметр вала можно найти по табл. 10, зная изгибающий и вращающий моменты.
Табл. 10 составлена по формуле
[σиз] = 100 Ö(Mи2 + 0,45T2) / W
При этом [σ
9. Допускаемые напряжения [σ
В таблице обозначено: σ
При составлении таблицы принято:
1) коэффициент безопасности, равный 1,3;
2) уменьшение предела выносливости, определенного на малых образцах, для валов d = 30 мм составляет ≈
3) допускаемые напряжения при изгибе соответствуют спокойной работе (коэффициент динамичности равен единице).
Для валов, работающих с резко переменным режимом, при расчете по максимальной нагрузке, когда коэффициент долговечности меньше единицы, допускаемые напряжения следует соответственно понизить. Допускаемые напряжения можно повысить, увеличив прочность вала технологическими или конструктивными мероприятиями: местными упрочнениями, увеличением радиусов выкружек, применением разгрузочных канавок на ступицах сидящих деталей и т.п.
Продолжение табл. 9
Источники концентрации напряжений |
Диаметр вала d, мм | Стали и термическая обработка | ||||
35, нормали- зованная, σ 650 МПа; σ МПа; σ МПа |
45, нормали- зованная, σ 750 МПа; σ МПа; σ МПа |
45, улучше- ная, σ 900 МПа; σ 520 МПа; σ МПа |
40Х, улучше- ная, σ 1000 МПа; σ 800 МПа; σ МПа |
40Х, закален- ная, до 35...42 HRC; σ 1300 МПа; σ МПа; σ МПа |
||
Насаженная на вал деталь(зубчатое колесо, шкив) с острыми кромками |
30 50 100 |
70 65 60 |
75 70 65 |
85 80 75 |
90 85 80 |
95 90 85 |
Насаженное на вал кольцо подшипника качения |
30 50 100 |
90 85 75 |
100 95 85 |
115 105 100 |
120 110 100 |
130 120 110 |
Вал ступенчатой формы с острыми углами при D/d ≤ |
30 50 100 |
80 70 60 |
90 80 70 |
105 90 80 |
116 95 85 |
115 100 90 |
Вал ступенчатой формы со скругленными внутренними углами при r/D = 0,05; D/d ≤ |
30 50 100 |
110 95 85 |
115 100 90 |
135 115 100 |
140 120 105 |
150 130 110 |
* В таблице приведены допускаемые напряжения при изгибе в случае отсутствия кручения, но их можно применять и для расчета на сложное сопротивление по результирующему моменту, который можно определять по формуле
Mпр = Ö(Mи2 + 0,45Mкр2)
10. Диаметр вала d из расчета на усталость при одновременном действии
изгибающего и вращающего моментов
d, мм | Допускаемый изгибающий момент, кН-см, при Т/Ми | ||||||||||||
0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 | 5,5 | 6 | |
17 20 22 25 28 40 52 65 80 |
4,62 7,2 9,68 14,1 19,8 54,4 112 220 410 |
4,19 6,82 9,08 13,3 18,7 51,6 107 208 388 |
3,67 5,98 7,96 11,7 15,4 45,2 93,4 182 340 |
3,12 5,07 6,75 9,91 13,9 38,3 79,3 155 289 |
2,64 4,30 5,73 8,40 11,8 32,5 67,2 131 245 |
2,26 3,69 4,91 7,20 10,1 27,8 57,6 112 210 |
1,97 3,20 4,26 6,26 8,79 24,2 50,1 97,8 182 |
1,73 2,82 3,75 5,51 7,74 21,3 44,1 86,1 160 |
1,54 2,51 3,35 4,91 6,90 19,0 39,3 76,7 143 |
1,39 2,26 3,01 4,42 6,21 17,1 35,4 69,1 129 |
1,26 2,06 2,74 4,02 5,65 15,5 32,1 62,8 117 |
1,16 1,88 2,51 3,68 5,17 14,2 29,4 57,5 107 |
1,07 1,74 2,31 3,39 4,76 13,1 27,1 53,0 98,8 |