Материалы.Твердость колец и тел качения

 Материалы.

Твердость колец и тел качения

Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.
Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведена в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 ... 67 НRСэ.
Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна быть не более 3 НRСэ.

51. Твердость колец и роликов,
работающих при температуре до 100 °С, НRС
 

Марка стали Кольца со стенкой толщиной
до 35 мм и ролики диаметром
 до 55 мм
св. 35 мм
и ролики
диаметром
св. 55 мм

  ШХ4
  ШХ15,
  ШХ15-Ш,
  ШХ15-В

61 ... 64 59 ... 63
 
62 ... 66
 

  ШХ15СГ*.
  ШХ15СГ-В*, 
  ШХ15СГ-Ш*

61 ... 65

  ШХ20СГ
  18ГТ

61 ... 65
62 ... 66

  15Г1
  20Х2Н4А

58 ... 62
59 ... 66

  *По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм должна быть 61 ... 65 HRCэ.
  Требования табл. 51 не распространяются на подшипники, имеющие в условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 ... Т5.
  Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150 °С (на 50 °С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1...Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400 °С). Детали таких подшипников имеют несколько пониженную твердость.
  Кольца и тела качения подшипников, работающих при повышенных температурах (до 500 °С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей. Для подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающим содержание неметаллических включений, а также двойной переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.
  Сепараторы изготовляют в большинстве случаев из мягкой углеродистой стали марок 08кп, Юкп. Сепараторы высокоскоростных подшипников выполняют массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы перечислены в порядке увеличения быстроходности.