Твердость колец и тел качения
Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.
Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведена в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 ... 67 НRСэ.
Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна быть не более 3 НRСэ.
51. Твердость колец и роликов,
работающих при температуре до 100 °С, НRС
Марка стали | Кольца со стенкой толщиной | |
до 35 мм и ролики диаметром до 55 мм |
св. 35 мм и ролики диаметром св. 55 мм |
|
ШХ4 |
61 ... 64 | 59 ... 63 |
62 ... 66 | ||
ШХ15СГ*. |
61 ... 65 | |
ШХ20СГ |
61 ... 65 62 ... 66 |
|
15Г1 |
58 ... 62 59 ... 66 |
*По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм должна быть 61 ... 65 HRCэ.
Требования табл. 51 не распространяются на подшипники, имеющие в условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 ... Т5.
Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150 °С (на 50 °С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1...Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400 °С). Детали таких подшипников имеют несколько пониженную твердость.
Кольца и тела качения подшипников, работающих при повышенных температурах (до 500 °С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей. Для подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающим содержание неметаллических включений, а также двойной переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.
Сепараторы изготовляют в большинстве случаев из мягкой углеродистой стали марок 08кп, Юкп. Сепараторы высокоскоростных подшипников выполняют массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы перечислены в порядке увеличения быстроходности.