Общие сведения, основные определения

Методы вычисления базовой динамической расчетной грузоподъемности и расчетного ресурса подшипников качения установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18855-94 (ИСО 281-89). Разрушение вращающегося под нагрузкой подшипника качения происходит вследствие усталостных процессов в металле колец и тел качения. Расчетный ресурс - основной показатель правильности выбора подшипника. Целью ГОСТ 18855-94 является создание необходимой основы для расчета ресурса подшипников качения.


В ГОСТ 18855-94 применены ниже перечисленные термины и определения в соответствии со стандартом ИСО 5593-84 и ГОСТ 18854-94.

Ресурс
 (для конкретного подшипника качения) - число оборотов, которое одно из колец подшипника (или кольца упорного двойного подшипника) делает относительно другого кольца до появления первых признаков усталости металла одного из колец или тел качения.

Надежность
 (для конкретного подшипника) - вероятность того, что данный подшипник достигнет или превысит расчетный ресурс. Надежность для группы идентичных подшипников, работающих в одинаковых условиях, представляет собой число подшипников из этой группы (в процентах), которые должны достичь или превзойти расчетный ресурс.

Базовый расчетный ресурс L10,
 миллионов оборотов, - ресурс, соответствующий 90%-й надежности для конкретного подшипника или группы идентичных подшипников качения, работающих в одинаковых условиях, изготовленных из обычного материала с применением обычных технологии и условий эксплуатации.

Скорректированный расчетный ресурс Lna 
(в дальнейшем примем обозначение Lsaмиллионов оборотов, - расчетный ресурс, полученный путем корректировки базового расчетного ресурса в зависимости от заданного уровня надежности, специальных свойств подшипника и конкретных условий эксплуатации.

Базовая динамическая радиальная расчетная грузоподъемность Сr,
 Н, - постоянная радиальная нагрузка, которую подшипник теоретически может воспринимать при базовом расчетном ресурсе, составляющем один миллион оборотов. Для радиально-упорных однорядных подшипников радиальная расчетная грузоподъемность соответствует радиальной составляющей нагрузки, которая вызывает чисто радиальное смещение подшипниковых колец относительно друг друга.

Базовая динамическая осевая расчетная грузоподъемность Сa,
 Н, - постоянная центральная осевая нагрузка, которую подшипник теоретически может воспринимать при базовом расчетном ресурсе, составляющем один миллион оборотов.

Динамическая эквивалентная радиальная нагрузка Рr, Н, - постоянная радиальная нагрузка, под воздействием которой подшипник будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного нагружения.

Динамическая эквивалентная осевая нагрузка Рa,
 Н, - постоянная центральная осевая нагрузка, под воздействием которой подшипник будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного нагружения.

Диаметр ролика Dwe,
 мм, (для расчета грузоподъемности) - диаметр среднего сечения ролика. За диаметр асимметричного бочкообразного ролика принимают диаметр ролика в точке контакта с дорожкой качения кольца без бортика при нулевой нагрузке.

Длина ролика Lwe,
 мм, (для расчета грузоподъемности) - теоретическая длина контакта ролика и дорожки качения. За длину контакта принимают расстояние между торцами ролика, уменьшенное на размер фасок, или ширину дорожки качения, уменьшенную на ширину проточек (галтелей). При этом выбирают меньшее значение.

Номинальный угол контакта а, °, -
 угол в осевом сечении подшипника между радиальным направлением и прямой линией, проходящей через точки контакта тела качения с дорожками качения колец. Для дорожки качения с прямолинейной образующей - угол между радиальным направлением и линией, перпендикулярной к образующей дорожки качения наружного кольца.

Диаметр окружности центров набора шариков (роликов) Dpw,
 мм, - диаметр окружности, проходящей через центры шариков (роликов) в одном ряду подшипника.

Нормальные условия эксплуатации -
 условия, которые являются оптимальными для подшипника, то есть подшипник правильно установлен, смазан, защищен от проникания инородных тел; нагрузка соответствует типоразмеру подшипника; подшипник не подвергается чрезмерным изменениям температуры и частоты вращения.