Формулы для расчета базовой статической радиальной Сor (осевой Сoa) грузоподъемности

 Формулы для расчета базовой динамической 

радиальной Сr (осевой Са) расчетной грузоподъемности

Базовая динамическая расчетная грузоподъемность в Н:
   шариковых подшипников:

   - радиальных и радиально-упорных при Dw  25,4 мм

C= bmf( i cosa )0,7Z2/3 Dw1,8 ;                      (8) 

при Dw, > 25,4 мм

C= 3,647 bmf( i cosa )0,7Z2/3 Dw1,4 ;           (9) 

   где i - число рядов тел качения в подшипнике;
    bm - коэффициент, характеризующий свойства стали с учетом способа ее обработки; значение коэффициента зависит от типа и конструкции подшипника:  bm = 1 для вкладышных подшипников; bm  = 1,1 для подшипников с канавкой для ввода шариков; bm  = 1,3 для всех остальных подшипников;
   значения fc приведены в табл. 60.
   Формулы для вычисления Сr применимы к подшипникам с радиусом желоба дорожки качения, не превышающим 0,52Dw на внутренних и 0,53 Dw на наружных кольцах радиальных и радиально-упорных подшипников и 0,53 Dна внутренних кольцах шариковых самоустанавливающихся подшипников.
   Dw - диаметр шарика, мм;
   Z - число шариков или роликов в однорядном подшипнике; число тел качения в одном ряду многорядного подшипника при одинаковом числе их в каждом ряду;
   - упорных и упорно-радиальных однорядных одинарных или двойных:

                                                                             при Dw 25,4 мм и a = 90°

Са = bmfZ2/3 Dw1,8 ;                                         (10) 

 при Dw ≤ 25,4 мм и a  90°

C= bmf(  cosa )0,7tga Z2/3 Dw1,8 ;                  (11) 

при Dw 25,4 мм и a = 90°

Са = 3,647 bmfZ2/3 Dw1,4 ;                                 (12) 

 при Dw 25,4 мм и a  90°

C= 3,647 bmf(  cosa )0,7tga Z2/3 Dw1,4 ;       (13) 

где Z - число шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении; bm = 1,3 (значения fc приведены в табл. 61 и применимы к подшипникам с радиусом желоба не более 0,54Dw . Грузоподъемность подшипника не всегда увеличивается при применении меньшего радиуса желоба, но уменьшается при применении большего радиуса желоба). В случае, когда все шарики, передающие нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же поверхностью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники рассматривают как одинарные.Если осевая нагрузка передается в обоих направлениях, то такие подшипники рассматривают как двойные.
   - упорных и упорно-радиальных с двумя или более рядами одинаковых шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении:

C= ( Z1+ Z+...+ Z) x  [(Z1 /Ca1 )10/3 +  Z/Ca2 )10/3 +...(Zn /Can )10/3 ] ¯3/10,        (14)

где грузоподъемности Ca1, Сa2,..., Can для рядов с числами шариков Z1, Z2, ..., Zn вычисляют по формулам для однорядных подшипников;
   роликовых подшипников:
   - радиальных и радиально-упорных

C= bmf(i  Lwe cosa )7/9Z3/4 Dwe29,27 ;                      (15) 

где Ьm = 1,0 для игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом;
   Ьm = 1,1 для роликовых цилиндрических, конических и игольчатых с кольцами, подвергнутыми обработке резанием:    Ьm= 1,15 для роликовых сферических;
   fс - см. табл. 62;
   - упорных и упорно-радиальных однорядных одинарных или двойных

 при  ≠ 90°

C= bmf( Lwe cosa )7/9tga Z3/4 Dwe29,27 ;                 (16) 

 при a = 90°

C= bmf Lwe7/9 Z3/4 Dwe29,27 ;                               (17) 

где Z - число роликов, передающих нагрузку в одном направлении (если несколько роликов по одну сторону оси подшипника устанавливают так, что их оси совпадают, то эти ролики рассматривают как один ролик с длиной Lwe, равной сумме длин нескольких роликов);
   Ьm = 1,0 для роликовых цилиндрических и игольчатых;  Ь= 1,1 для конических роликовых; Ьm = 1,15 для роликовых сферических;
   значения fc приведены в табл. 63.
    - упорных и упорно-радиальных подшипников с двумя или более рядами роликов, воспринимающими нагрузку в одном направлении:
 

C= ( Z1Lwe1+ Z2Lwe2 +...+ ZnLwen ) x  [(Z1Lwe1 /Ca1 )9/2 + 
+
 ZLwe2/Ca2 )9/2 +...(Zn Lwen/Can )9/2 ] ¯2/9,                                  (18)

где грузоподъемности Ca1Ca2,..., Can для рядов с количеством роликов Z1, Z2, ... , Zn, имеющих длины Lwe1, Lwe2, ..., Lwenвычисляют  по формулам для однорядных подшипников (ролики и/или часть общего числа роликов, контактирующие с одной и той же поверхностью дорожки качения упорного кольца, считают принадлежащими к одному ряду). В случае, когда все ролики, передающие нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же поверхностью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники рассматривают как одинарные.Если осевая нагрузка передается в обоих направлениях, то такие подшипники рассматривают как двойные.

Значения коэффициентов Ьm и fc, приведенные для роликовых подшипников, являются максимальными, применимыми только к роликовым подшипникам, у которых под действием нагрузки напряжения распределены равномерно вдоль площадки контакта в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта ролика с дорожкой качения. Значения fc, меньшие указанных, рекомендуют в том случае, если под воздействием нагрузки в какой-то части площадки контакта ролика с дорожкой качения имеется резко выраженная концентрация напряжения. Такие явления имеют место в центре площадки контакта при номинальном точечном контакте или на краях площадки при линейном контакте, а также в тех случаях, когда ролики не имеют точного позиционирования или длина роликов более чем в 2,5 раза превышает их диаметр.

Меньшие значения fc следует использовать также применительно к роликовым упорным подшипникам, у которых геометрические особенности обусловливают повышенное скольжение на поверхностях контакта роликов с дорожками качения (например, у упорных подшипников с цилиндрическими роликами, имеющими длину, значительно превышающую диаметр).

60. Значения fc для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
 

Dwcosa/Dpw Шариковые подшипники
однорядные радиальные; однорядные и двухрядные радиально-упорные двухрядные радиальные однорядные и двухрядные самоустанавливаюшиеся однорядные радиальные разъемные (магнетные)
0,01 29,1 27,5 9,9 9,4
0,02 35,8 33,9 12,4 11,7
0,03 40,3 38,2 14,3 13,4
0,04 43,8 41,5 15,9 14,9
0,05 46,7 44,2 17,3 16,2
0,06 49,1 46,5 18,6 17,4
0,07 51,1 48,4 19,9 18,5
0,08 52,8 50,0 21,1 19,5
0,09 54,3 51,4 22,3 20,6
0,10 55,5 52,6 23,4 21,5
0,11 56,6 53,6 24,5 22,5
0,12 57,5 54,5 25,6 23,4
0,13 58,2 55,2 26,6 24,4
0,14 58,8 55,7 27,7 25,3
0,15 59,3 56,1 28,7 26,2
0,16 59,6 56,5 29,7 27,1
0,17 59,8 56,7 30,7 27,9
0,18 59,9 56,8 31,7 28,8
0,19 60,0 56,8 32,6 29,7
0,20 59,9 56,8 33,5 30,5
0,21 59,8 56,6 34,4 31,3
0,22 59,6 56,5 35,2 32,1
0,23 59,3 56,2 36,1 32,9
0,24 59,0 55,9 36,8 33,7
0,25 58,6 55,5 37,5 34,5
0,26 58,2 55,1 38,2 35,2
0,27 57,7 54,6 38,8 35,9
0,28 57,1 54,1 39,4 36,6
0,29 56,6 53,6 39,9 37,2
0,30 56,0 53,0 40,3 37,8
0,31 55,3 52,4 40,6 38,4
0,32 54,6 51,8 40,9 38,9
0,33 53,9 51,1 41,1 39,4
0,34 53,2 50,4 41,2 39,8
0,35 52,4 49,7 41,3 40,1
0,36 51,7 48,9 41,3 40,4
0,37 50,9 48,2 41,2 40,7
0,38 50,0 47,4 41,0 40,8
0,39 49,2 46,6 40,7 40,9
0,40 48,4 45,8 40,4 40,9
 Примечание. Коэффициент fc для промежуточных значений Dw cosa / Dpw получают линейным интерполированием.



61. Значения  fc для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников

 

Для упорных подшипников Для упорно-радиальных подшипников
D/Dpw fc при а = 90° Dcosa /Dpw fc при
a =45° a = 60° a =75°
0,01 36,7 0,01 42,1 39,2 37,3
0,02 45,2 0,02 51,7 48,1 45,9
0,03 51,1 0,03 58,2 54,2 51,7
0,04 55,7 0,04 63,3 58,9 56,1
0,05 59,5 0,05 67,3 62,6 59,7
0,06 62,9 0,06 70,7 65,8 62,7
0,07 65,8 0,07 73,5 68,4 65,2
0,08 68,5 0,08 75,9 70,7 67,3
0,09 71,0 0,09 78,0 72,6 69,2
0,10 73,3 0,10 79,7 74,2 70,7
0,11 75,4 0,11 81,1 75,5 -
0,12 77,4 0,12 823 76,6 -
0,13 79,3 0,13 83,3 77,5 -
0,14 81,1 0,14 84,1 78,3 -
0,15 82,7 0,15 84,7 78,8 -
0,16 84,4 0,16 85,1 79,2 -
0,17 85,9 0,17 85.4 79,5 -
0,18 87,4 0,18 85,5 79,6 -
0,19 88,8 0,19 85,5 79,6 -
0,20 90,2 0,20 85,4 79,5 -
0,21 91,5 0,21 85,2 - -
0,22 92,8 0,22 84,9 - -
0,23 94,4 0,23 84,5 - -
0,24 95,3 0,24 84,0 - -
0,25 96,4 0,25 83,4 - -
0,26 97,6 0,26 82,8 - -
0,27 98,7 0,27 82,0 -  
0,28 99,8 0,28 81,3 - -
0,29 100,8 0,29 80,4 -  
0,30 101,9 0,30 79,6 - -
0,31 102,9 - - -  
0,32 103,9 - - - -
0,33 104,8 - - - -
0,34 105,8 - - - -
0,35 106,7 - - - -
Примечания: 1. Значения fc при D/Dpw или Dw cos a /Dpw, и/или углах контакта а, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.
                            2. В упорно-радиальных подшипниках a > 45°. Значения при a = 45° даны для обеспечения интерполирования значений fc в диапазоне углов а контакта 45 ... 60°.



62.
 Максимальные значения fc 
для роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников
 

Dwecosa/Dpw fc Dwecosa/Dpw fc
0,01 52,1 0,16 88,5
0,02 60,8 0,17 88,7
0,03 66,5 0,18 88,8
0,04 70,7 0,19 88,8
0,05 74,1 0,20 88,7
0,06 76,9 0,21 88,5
0,07 79,2 0,22 88,2
0,08 81,2 0,23 87,9
0,09 82,8 0,24 87,5
0,10 84,2 0,25 87,0
0,11 85,4 0,26 86,4
0,12 86,4 0,27 85,8
0,13 87,1 0,28 85,2
0,14 87,7 0,29 84,5
0,15 88,2 0,30 83,8
Примечание. Значения fc для отношений Dwecosa/Dpw, не приведенных в таблице, определяют линейным интерполированием.



63. Максимальные значения fc
 для роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников
 

Для упорных подшипников Для упорно-радиальных подшипников
Dwe /Dpw fc при а = 90° Dwecosa/Dpw fc при
а =50° а =65° а =80°
0,01 105,4 0,01 109,7 107,1 105,6
0,02 122,9 0,02 127,8 124,7 123,0
0,03 134,5 0,03 139,5 136,2 134,3
0,04 143,4 0,04 148,3 144,7 142,8
0,05 150,7 0,05 155,2 151,5 149,4
0,06 156,9 0,06 160,9 157,0 154,9
0,07 162,4 0,07 165,6 161,6 159,4
0,08 167,2 0,08 169,5 165,5 163,2
0,09 171,7 0,09 172,8 168,7 166,4
0,10 175,7 0,10 174,5 171,4 169,0
0,11 179,5 0,11 177,8 173,6 171,2
0,12 183,0 0,12 179,7 175,4 173,0
0,13 186,3 0,13 181,1 176,8 174,4
0,14 189,4 0,14 182,3 177,9 175,5
0,15 192,3 0,15 183,1 178,8 176,3
0,16 195,1 0,16 183,7 179,3
0,17 197,7 0,17 184,0 179,6 -
0,18 200,3 0,18 184,1 179,7 -
0,19 207,7 0,19 184,0 179,6 -
0,20 205,0 0,20 183,7 179,3 -
0,21 207,2 0,21 183,2 - -
0,22 209,4 0,22 182,6 - -
0,23 211,5 0,23 181,8 - -
0,24 213,5 0,24 180,9 - -
0,25 215,4 0,25 179,8 - -
0,26 217,3 0,26 178,7 - -
0,27 219,1 - - - -
0,28 220,9 - - - -
0,29 222,7 - - - -
0,30 224,3 - - - -
Примечания: 1. Коэффициент fc для промежуточных значений Dwe /Dpw или Dwecosa/Dpw определяют линейным интерполированием.
2. Значения fс при а = 50° применимы для углов контакта 45° < а < 60°.
3. Значения fc при а = 65° применимы для углов контакта 60° ≤ а < 75°.
4. Значения  fc при а = 80° применимы для углов контакта 75° ≤ а < 90°.

Комплекты подшипников. При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном и том же валу, эту пару подшипников рассматривают как один двухрядный радиальный подшипник.
  При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный монтаж) по схеме "широкий торец к широкому" или "узкий торец к узкому" так, что они работают как один узел, эту пару рассматривают как один двухрядный радиально-упорный подшипник. Если подшипниковый узел составляют два самостоятельных подшипника, которые заменяют независимо друг от друга, то приведенное указание к ним не применимо.
  Базовую динамическую радиальную грузоподъемность для двух или более одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, роликовых упорных одинарных подшипников, точно изготовленных и смонтированных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме "тандем
(последовательно) так, что они работают как один узел, определяют умножением числа подшипников в степени 0,7 (для шариковых) или 7/9 (для роликовых) на базовую динамическую грузоподъемность одного подшипника. Приведенное указание не применимо в случае, когда подшипниковый узел составляют подшипники, которые заменяют независимо друг от друга.