радиальной Сr (осевой Са) расчетной грузоподъемности
Базовая динамическая расчетная грузоподъемность в Н:
шариковых подшипников:
- радиальных и радиально-упорных при Dw ≤ 25,4 мм
Cr = bmfc ( i cosa )0,7Z2/3 Dw1,8 ; (8)
при Dw, > 25,4 мм
Cr = 3,647 bmfc ( i cosa )0,7Z2/3 Dw1,4 ; (9)
где i - число рядов тел качения в подшипнике;
bm - коэффициент, характеризующий свойства стали с учетом способа ее обработки; значение коэффициента зависит от типа и конструкции подшипника: bm = 1 для вкладышных подшипников; bm = 1,1 для подшипников с канавкой для ввода шариков; bm = 1,3 для всех остальных подшипников;
значения fc приведены в табл. 60.
Формулы для вычисления Сr применимы к подшипникам с радиусом желоба дорожки качения, не превышающим 0,52Dw на внутренних и 0,53 Dw на наружных кольцах радиальных и радиально-упорных подшипников и 0,53 Dw на внутренних кольцах шариковых самоустанавливающихся подшипников.
Dw - диаметр шарика, мм;
Z - число шариков или роликов в однорядном подшипнике; число тел качения в одном ряду многорядного подшипника при одинаковом числе их в каждом ряду;
- упорных и упорно-радиальных однорядных одинарных или двойных:
при Dw≤ 25,4 мм и a = 90°
Са = bmfc Z2/3 Dw1,8 ; (10)
при Dw ≤ 25,4 мм и a ≠ 90°
Ca = bmfc ( cosa )0,7tga Z2/3 Dw1,8 ; (11)
при Dw > 25,4 мм и a = 90°
Са = 3,647 bmfc Z2/3 Dw1,4 ; (12)
при Dw > 25,4 мм и a ≠ 90°
Ca = 3,647 bmfc ( cosa )0,7tga Z2/3 Dw1,4 ; (13)
где Z - число шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении; bm = 1,3 (значения fc приведены в табл. 61 и применимы к подшипникам с радиусом желоба не более 0,54Dw . Грузоподъемность подшипника не всегда увеличивается при применении меньшего радиуса желоба, но уменьшается при применении большего радиуса желоба). В случае, когда все шарики, передающие нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же поверхностью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники рассматривают как одинарные.Если осевая нагрузка передается в обоих направлениях, то такие подшипники рассматривают как двойные.
- упорных и упорно-радиальных с двумя или более рядами одинаковых шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении:
Ca = ( Z1+ Z2 +...+ Zn ) x [(Z1 /Ca1 )10/3 + Z2 /Ca2 )10/3 +...(Zn /Can )10/3 ] ¯3/10, (14)
где грузоподъемности Ca1, Сa2,..., Can для рядов с числами шариков Z1, Z2, ..., Zn вычисляют по формулам для однорядных подшипников;
роликовых подшипников:
- радиальных и радиально-упорных
Cr = bmfc (i Lwe cosa )7/9Z3/4 Dwe29,27 ; (15)
где Ьm = 1,0 для игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом;
Ьm = 1,1 для роликовых цилиндрических, конических и игольчатых с кольцами, подвергнутыми обработке резанием: Ьm= 1,15 для роликовых сферических;
fс - см. табл. 62;
- упорных и упорно-радиальных однорядных одинарных или двойных
при a ≠ 90°
Ca = bmfc ( Lwe cosa )7/9tga Z3/4 Dwe29,27 ; (16)
при a = 90°
Ca = bmfc Lwe7/9 Z3/4 Dwe29,27 ; (17)
где Z - число роликов, передающих нагрузку в одном направлении (если несколько роликов по одну сторону оси подшипника устанавливают так, что их оси совпадают, то эти ролики рассматривают как один ролик с длиной Lwe, равной сумме длин нескольких роликов);
Ьm = 1,0 для роликовых цилиндрических и игольчатых; Ьm = 1,1 для конических роликовых; Ьm = 1,15 для роликовых сферических;
значения fc приведены в табл. 63.
- упорных и упорно-радиальных подшипников с двумя или более рядами роликов, воспринимающими нагрузку в одном направлении:
Ca = ( Z1Lwe1+ Z2Lwe2 +...+ ZnLwen ) x [(Z1Lwe1 /Ca1 )9/2 +
+ Z2 Lwe2/Ca2 )9/2 +...(Zn Lwen/Can )9/2 ] ¯2/9, (18)
где грузоподъемности Ca1, Ca2,..., Can для рядов с количеством роликов Z1, Z2, ... , Zn, имеющих длины Lwe1, Lwe2, ..., Lwen, вычисляют по формулам для однорядных подшипников (ролики и/или часть общего числа роликов, контактирующие с одной и той же поверхностью дорожки качения упорного кольца, считают принадлежащими к одному ряду). В случае, когда все ролики, передающие нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же поверхностью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники рассматривают как одинарные.Если осевая нагрузка передается в обоих направлениях, то такие подшипники рассматривают как двойные.
Значения коэффициентов Ьm и fc, приведенные для роликовых подшипников, являются максимальными, применимыми только к роликовым подшипникам, у которых под действием нагрузки напряжения распределены равномерно вдоль площадки контакта в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта ролика с дорожкой качения. Значения fc, меньшие указанных, рекомендуют в том случае, если под воздействием нагрузки в какой-то части площадки контакта ролика с дорожкой качения имеется резко выраженная концентрация напряжения. Такие явления имеют место в центре площадки контакта при номинальном точечном контакте или на краях площадки при линейном контакте, а также в тех случаях, когда ролики не имеют точного позиционирования или длина роликов более чем в 2,5 раза превышает их диаметр.
Меньшие значения fc следует использовать также применительно к роликовым упорным подшипникам, у которых геометрические особенности обусловливают повышенное скольжение на поверхностях контакта роликов с дорожками качения (например, у упорных подшипников с цилиндрическими роликами, имеющими длину, значительно превышающую диаметр).
60. Значения fc для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
Dwcosa/Dpw | Шариковые подшипники | |||
однорядные радиальные; однорядные и двухрядные радиально-упорные | двухрядные радиальные | однорядные и двухрядные самоустанавливаюшиеся | однорядные радиальные разъемные (магнетные) | |
0,01 | 29,1 | 27,5 | 9,9 | 9,4 |
0,02 | 35,8 | 33,9 | 12,4 | 11,7 |
0,03 | 40,3 | 38,2 | 14,3 | 13,4 |
0,04 | 43,8 | 41,5 | 15,9 | 14,9 |
0,05 | 46,7 | 44,2 | 17,3 | 16,2 |
0,06 | 49,1 | 46,5 | 18,6 | 17,4 |
0,07 | 51,1 | 48,4 | 19,9 | 18,5 |
0,08 | 52,8 | 50,0 | 21,1 | 19,5 |
0,09 | 54,3 | 51,4 | 22,3 | 20,6 |
0,10 | 55,5 | 52,6 | 23,4 | 21,5 |
0,11 | 56,6 | 53,6 | 24,5 | 22,5 |
0,12 | 57,5 | 54,5 | 25,6 | 23,4 |
0,13 | 58,2 | 55,2 | 26,6 | 24,4 |
0,14 | 58,8 | 55,7 | 27,7 | 25,3 |
0,15 | 59,3 | 56,1 | 28,7 | 26,2 |
0,16 | 59,6 | 56,5 | 29,7 | 27,1 |
0,17 | 59,8 | 56,7 | 30,7 | 27,9 |
0,18 | 59,9 | 56,8 | 31,7 | 28,8 |
0,19 | 60,0 | 56,8 | 32,6 | 29,7 |
0,20 | 59,9 | 56,8 | 33,5 | 30,5 |
0,21 | 59,8 | 56,6 | 34,4 | 31,3 |
0,22 | 59,6 | 56,5 | 35,2 | 32,1 |
0,23 | 59,3 | 56,2 | 36,1 | 32,9 |
0,24 | 59,0 | 55,9 | 36,8 | 33,7 |
0,25 | 58,6 | 55,5 | 37,5 | 34,5 |
0,26 | 58,2 | 55,1 | 38,2 | 35,2 |
0,27 | 57,7 | 54,6 | 38,8 | 35,9 |
0,28 | 57,1 | 54,1 | 39,4 | 36,6 |
0,29 | 56,6 | 53,6 | 39,9 | 37,2 |
0,30 | 56,0 | 53,0 | 40,3 | 37,8 |
0,31 | 55,3 | 52,4 | 40,6 | 38,4 |
0,32 | 54,6 | 51,8 | 40,9 | 38,9 |
0,33 | 53,9 | 51,1 | 41,1 | 39,4 |
0,34 | 53,2 | 50,4 | 41,2 | 39,8 |
0,35 | 52,4 | 49,7 | 41,3 | 40,1 |
0,36 | 51,7 | 48,9 | 41,3 | 40,4 |
0,37 | 50,9 | 48,2 | 41,2 | 40,7 |
0,38 | 50,0 | 47,4 | 41,0 | 40,8 |
0,39 | 49,2 | 46,6 | 40,7 | 40,9 |
0,40 | 48,4 | 45,8 | 40,4 | 40,9 |
Примечание. Коэффициент fc для промежуточных значений Dw cosa / Dpw получают линейным интерполированием. |
61. Значения fc для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников
Для упорных подшипников | Для упорно-радиальных подшипников | ||||
Dw /Dpw | fc при а = 90° | Dw cosa /Dpw | fc при | ||
a =45° | a = 60° | a =75° | |||
0,01 | 36,7 | 0,01 | 42,1 | 39,2 | 37,3 |
0,02 | 45,2 | 0,02 | 51,7 | 48,1 | 45,9 |
0,03 | 51,1 | 0,03 | 58,2 | 54,2 | 51,7 |
0,04 | 55,7 | 0,04 | 63,3 | 58,9 | 56,1 |
0,05 | 59,5 | 0,05 | 67,3 | 62,6 | 59,7 |
0,06 | 62,9 | 0,06 | 70,7 | 65,8 | 62,7 |
0,07 | 65,8 | 0,07 | 73,5 | 68,4 | 65,2 |
0,08 | 68,5 | 0,08 | 75,9 | 70,7 | 67,3 |
0,09 | 71,0 | 0,09 | 78,0 | 72,6 | 69,2 |
0,10 | 73,3 | 0,10 | 79,7 | 74,2 | 70,7 |
0,11 | 75,4 | 0,11 | 81,1 | 75,5 | - |
0,12 | 77,4 | 0,12 | 823 | 76,6 | - |
0,13 | 79,3 | 0,13 | 83,3 | 77,5 | - |
0,14 | 81,1 | 0,14 | 84,1 | 78,3 | - |
0,15 | 82,7 | 0,15 | 84,7 | 78,8 | - |
0,16 | 84,4 | 0,16 | 85,1 | 79,2 | - |
0,17 | 85,9 | 0,17 | 85.4 | 79,5 | - |
0,18 | 87,4 | 0,18 | 85,5 | 79,6 | - |
0,19 | 88,8 | 0,19 | 85,5 | 79,6 | - |
0,20 | 90,2 | 0,20 | 85,4 | 79,5 | - |
0,21 | 91,5 | 0,21 | 85,2 | - | - |
0,22 | 92,8 | 0,22 | 84,9 | - | - |
0,23 | 94,4 | 0,23 | 84,5 | - | - |
0,24 | 95,3 | 0,24 | 84,0 | - | - |
0,25 | 96,4 | 0,25 | 83,4 | - | - |
0,26 | 97,6 | 0,26 | 82,8 | - | - |
0,27 | 98,7 | 0,27 | 82,0 | - | |
0,28 | 99,8 | 0,28 | 81,3 | - | - |
0,29 | 100,8 | 0,29 | 80,4 | - | |
0,30 | 101,9 | 0,30 | 79,6 | - | - |
0,31 | 102,9 | - | - | - | |
0,32 | 103,9 | - | - | - | - |
0,33 | 104,8 | - | - | - | - |
0,34 | 105,8 | - | - | - | - |
0,35 | 106,7 | - | - | - | - |
Примечания: 1. Значения fc при Dw /Dpw или Dw cos a /Dpw, и/или углах контакта а, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием. 2. В упорно-радиальных подшипниках a > 45°. Значения при a = 45° даны для обеспечения интерполирования значений fc в диапазоне углов а контакта 45 ... 60°. |
62. Максимальные значения fc
для роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников
Dwecosa/Dpw | fc | Dwecosa/Dpw | fc |
0,01 | 52,1 | 0,16 | 88,5 |
0,02 | 60,8 | 0,17 | 88,7 |
0,03 | 66,5 | 0,18 | 88,8 |
0,04 | 70,7 | 0,19 | 88,8 |
0,05 | 74,1 | 0,20 | 88,7 |
0,06 | 76,9 | 0,21 | 88,5 |
0,07 | 79,2 | 0,22 | 88,2 |
0,08 | 81,2 | 0,23 | 87,9 |
0,09 | 82,8 | 0,24 | 87,5 |
0,10 | 84,2 | 0,25 | 87,0 |
0,11 | 85,4 | 0,26 | 86,4 |
0,12 | 86,4 | 0,27 | 85,8 |
0,13 | 87,1 | 0,28 | 85,2 |
0,14 | 87,7 | 0,29 | 84,5 |
0,15 | 88,2 | 0,30 | 83,8 |
Примечание. Значения fc для отношений Dwecosa/Dpw, не приведенных в таблице, определяют линейным интерполированием. |
63. Максимальные значения fc
для роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников
Для упорных подшипников | Для упорно-радиальных подшипников | ||||
Dwe /Dpw | fc при а = 90° | Dwecosa/Dpw | fc при | ||
а =50° | а =65° | а =80° | |||
0,01 | 105,4 | 0,01 | 109,7 | 107,1 | 105,6 |
0,02 | 122,9 | 0,02 | 127,8 | 124,7 | 123,0 |
0,03 | 134,5 | 0,03 | 139,5 | 136,2 | 134,3 |
0,04 | 143,4 | 0,04 | 148,3 | 144,7 | 142,8 |
0,05 | 150,7 | 0,05 | 155,2 | 151,5 | 149,4 |
0,06 | 156,9 | 0,06 | 160,9 | 157,0 | 154,9 |
0,07 | 162,4 | 0,07 | 165,6 | 161,6 | 159,4 |
0,08 | 167,2 | 0,08 | 169,5 | 165,5 | 163,2 |
0,09 | 171,7 | 0,09 | 172,8 | 168,7 | 166,4 |
0,10 | 175,7 | 0,10 | 174,5 | 171,4 | 169,0 |
0,11 | 179,5 | 0,11 | 177,8 | 173,6 | 171,2 |
0,12 | 183,0 | 0,12 | 179,7 | 175,4 | 173,0 |
0,13 | 186,3 | 0,13 | 181,1 | 176,8 | 174,4 |
0,14 | 189,4 | 0,14 | 182,3 | 177,9 | 175,5 |
0,15 | 192,3 | 0,15 | 183,1 | 178,8 | 176,3 |
0,16 | 195,1 | 0,16 | 183,7 | 179,3 | - |
0,17 | 197,7 | 0,17 | 184,0 | 179,6 | - |
0,18 | 200,3 | 0,18 | 184,1 | 179,7 | - |
0,19 | 207,7 | 0,19 | 184,0 | 179,6 | - |
0,20 | 205,0 | 0,20 | 183,7 | 179,3 | - |
0,21 | 207,2 | 0,21 | 183,2 | - | - |
0,22 | 209,4 | 0,22 | 182,6 | - | - |
0,23 | 211,5 | 0,23 | 181,8 | - | - |
0,24 | 213,5 | 0,24 | 180,9 | - | - |
0,25 | 215,4 | 0,25 | 179,8 | - | - |
0,26 | 217,3 | 0,26 | 178,7 | - | - |
0,27 | 219,1 | - | - | - | - |
0,28 | 220,9 | - | - | - | - |
0,29 | 222,7 | - | - | - | - |
0,30 | 224,3 | - | - | - | - |
Примечания: 1. Коэффициент fc для промежуточных значений Dwe /Dpw или Dwecosa/Dpw определяют линейным интерполированием. 2. Значения fс при а = 50° применимы для углов контакта 45° < а < 60°. 3. Значения fc при а = 65° применимы для углов контакта 60° ≤ а < 75°. 4. Значения fc при а = 80° применимы для углов контакта 75° ≤ а < 90°. |
Комплекты подшипников. При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном и том же валу, эту пару подшипников рассматривают как один двухрядный радиальный подшипник.
При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный монтаж) по схеме "широкий торец к широкому" или "узкий торец к узкому" так, что они работают как один узел, эту пару рассматривают как один двухрядный радиально-упорный подшипник. Если подшипниковый узел составляют два самостоятельных подшипника, которые заменяют независимо друг от друга, то приведенное указание к ним не применимо.
Базовую динамическую радиальную грузоподъемность для двух или более одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, роликовых упорных одинарных подшипников, точно изготовленных и смонтированных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме "тандем
(последовательно) так, что они работают как один узел, определяют умножением числа подшипников в степени 0,7 (для шариковых) или 7/9 (для роликовых) на базовую динамическую грузоподъемность одного подшипника. Приведенное указание не применимо в случае, когда подшипниковый узел составляют подшипники, которые заменяют независимо друг от друга.