Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка:
- для шариковых радиальных, шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников при постоянных радиальной Fr и осевой нагрузках Fa.
Рr = XFr + YFa ; (19)
- для роликовых радиальных подшипников с углом α = 0° при чисто радиальной нагрузке
Рr = Fr (20)
Эквивалентная динамическая осевая нагрузка:
- для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников с углом α ≠ 90° при постоянной радиальной и осевой нагрузках
Рa = XFr + YFa (21)
- для шариковых и роликовых упорных подшипников с углом а = 90° при чисто осевой нагрузке
Pa = Fa (22)
В приведенных формулах обозначены:
Fr - радиальная нагрузка на подшипник или радиальная составляющая фактической нагрузки, действующей на подшипник, Н;
Fa - осевая нагрузка на подшипник или осевая составляющая фактической нагрузки, действующей на подшипник, Н.
Значения коэффициентов Х динамической радиальной нагрузки и У динамической осевой нагрузки даны в табл. 64-67.
64. Значения коэффициентов Х и Y для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
Относительная осевая нагрузка |
Х | Y | Х | Y | Х | Y | е |
для однорядных подшипников |
для двухрядных подшипников | ||||||
Fa / Fr > e | Fa /Fr ≤ e | Fa/Fr > e |
Шариковые радиальные подшипники
f0Fa / Cor | Fa / (iZD2W ) |
0,56
|
1,0 |
0 |
0,56 |
|||
0,172 | 0,172 | 2,30 | 2,30 | 0,19 | ||||
0,345 | 0,345 | 1,99 | 1,99 | 0,22 | ||||
0,689 | 0,689 | 1,71 | 1,71 | 0,26 | ||||
1,030 | 1,030 | 1,55 | 1,55 | 0,28 | ||||
1,380 | 1,380 | 1,45 | 1,45 | 0,30 | ||||
2,070 | 2,070 | 1,31 | 1,31 | 0,34 | ||||
3,450 | 3,450 | 1,15 | 1,15 | 0,38 | ||||
5,170 | 5,170 | 1,04 | 1,04 | 0,42 | ||||
6,890 | 6,890 | 1,00 | 1,00 | 0,44 |
Шариковые радиально-упорные подшипники
f0iFa / Cor | Fa / (ZD2W ) | Используют значения X, Y и е, применимые к однорядным радиальным шариковым подшипникам
|
1,0 |
0,78 |
|||||
α =5°
|
0,173 | 0,172 | 2,78 | 3,74 | 0,23 | ||||
0,346 | 0,345 | 2,40 | 3,23 | 0,26 | |||||
0,692 | 0,689 | 2,07 | 2,78 | 0,30 | |||||
1,040 | 1,030 | 1,87 | 2,52 | 0,34 | |||||
1,390 | 1,380 | 1,75 | 2,36 | 0,36 | |||||
2,080 | 2,070 | 1,58 | 2,13 | 0,40 | |||||
3,460 | 3,450 | 1,39 | 1,87 | 0,45 | |||||
5,190 | 5,170 | 1,26 | 1,69 | 0,50 | |||||
6,920 | 6,890 | 1,21 | 1,63 | 0,52 | |||||
α =10°
|
0,175 | 0,172 | 0,46 | 1,88 | 1,0 | 2,18 |
0,75
|
3,06 | 0,29 |
0,350 | 0,345 | 1,71 | 1,98 | 2,78 | 0,32 | ||||
0,700 | 0,689 | 1,52 | 1,76 | 2,47 | 0,36 | ||||
1,050 | 1,030 | 1,41 | 1,63 | 2,29 | 0,38 | ||||
1,400 | 1,380 | 1,34 | 1,55 | 2,18 | 0,40 | ||||
2,100 | 2,070 | 1,23 | 1,42 | 2,00 | 0,44 | ||||
3,500 | 3,450 | 1,10 | 1,27 | 1,79 | 0,49 | ||||
5,250 | 5,170 | 1,01 | 1,17 | 1,64 | 0,54 | ||||
7,000 | 6,890 | 1,00 | 1,16 | 1,63 | 0,54 | ||||
α =15° | 0,178 | 0,172 | 0,44 | 1,47 | 1,0 | 1,65 | 0,72 | 2,39 | 0,38 |
0,357 | 0,345 | 1,40 | 1,57 | 2,28 | 0,40 | ||||
0,714 | 0,689 | 1,30 | 1,46 | 2,11 | 0,43 | ||||
1,070 | 1,030 | 1,23 | 1,38 | 2,00 | 0,46 | ||||
1,430 | 1,380 | 1,19 | 1,34 | 1,93 | 0,47 | ||||
2,140 | 2,070 | 1,12 | 1,26 | 1,82 | 0,50 | ||||
3,570 | 3,450 | 1,02 | 1,14 | 1,66 | 0,55 | ||||
5,350 | 5,170 | 1,00 | 1,12 | 1,63 | 0,56 | ||||
7,140 | 6,890 | 1,00 | 1,12 | 1,63 | 0,56 | ||||
α =20° | - | - | 0,43 | 1,00 | 1,0 | 1,09 | 0,70 | 1,63 | 0,57 |
α =25° | - | - | 0,41 | 0,87 | 0,92 | 0,67 | 1,41 | 0,68 | |
α = 30° | - | - | 0,39 | 0,76 | 0,78 | 0,63 | 1,24 | 0,80 | |
α =35° | - | - | 0,37 | 0,66 | 0,66 | 0,60 | 1,07 | 0,95 | |
α =40° | - | - | 0,35 | 0,57 | 0,55 | 0,57 | 0,93 | 1,14 | |
α =45° | - | - | 0,33 | 0,50 | 0,47 | 0,54 | 0,81 | 1,34 | |
Шариковые |
0,40 | 0,4х хctga | 1,0 | 0,42х хctg | 0,65 | 0,65х хctga | 1,5х хctga | ||
Однорядные радиальные |
0,50 | 2,50 | - | - | - | - | 0,2 |
Примечания: 1. Допустимое максимальное значение относительной осевой нагрузки зависит от конструктивных параметров подшипников (значения внутреннего зазора и глубины желоба дорожки качения). Формулу для вычисления относительной осевой нагрузки выбирают в зависимости от имеющейся информации.
2. Для однорядных подшипников при Fa / Fr ≤ e: Х = 1;Y= 0; здесь е - предельное значение отношения Fa / Fr, определяющее значения коэффициентов Х и Y.
3. Значения X, Y и e для относительных осевых нагрузок и/или углов контакта, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.
4. Значения f0 Cor см. выше.
65. Значения коэффициентов Хи Y для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников
α,° | X | Y | X | Y | X | Y | е |
для одинарных подшипников |
для двойных подшипников |
||||||
Fa / Fr > e | Fa / Fr ≤ e | Fa / Fr > e | |||||
45 | 0,6 | 1,0 | 1,18 | 0,59 | 0,66 |
1,0
|
1,25 |
50 | 0,73 | 1,37 | 0,57 | 0,73 | 1,49 | ||
55 | 0,81 | 1,60 | 0,56 | 0,81 | 1,79 | ||
60 | 0,92 | 1,90 | 0,55 | 0,92 | 2,17 | ||
65 | 1,06 | 2,30 | 0,54 | 1,06 | 2,68 | ||
70 | 1,28 | 2,90 | 0,53 | 1,28 | 3,43 | ||
75 | 1,66 | 3,89 | 0,52 | 1,66 | 4,67 | ||
80 | 2,43 | 5,86 | 0,52 | 2,43 | 7,09 | ||
85 | 4,80 | 11,75 | 0,51 | 4,80 | 14,28 | ||
α≠90 | 1,25tgαx x(1-2sinα/3) |
20tgα/13x x(1-sinα/3) |
10/13x x(1-sinα/3) |
1,25tgαx x(1-2sinα/3) |
1,25tgα |
Примечания: 1. Значения X, Y и e для углов α контакта, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.
2. Отношение Fa / Fr ≤ e не применимо для одинарных подшипников.
3. В упорно-радиальных подшипниках α > 45°. Значения при α = 45° даны для обеспечения интерполирования значений X, Y и е в диапазоне углов α контакта 45 ... 50°.
66. Значения коэффициентов Xи Y
для роликовых радиально-упорных подшипников (α = 0°)
Тип подшипника | Х | Y | X | Y | e |
Fa / Fr ≤ e | Fa / Fr > e | ||||
Однорядные | 1,0 | 0 | 0,4 | 0,4 ctgα | 1,5 tgα |
Двухрядные | 1,0 | 0,45 ctgα | 0,67 | 0,67 ctgα | 1,5 tgα |
67. Значения коэффициентов Х и Y
для роликовых упорно-радиальных подшипников (α≠90°)
Тип подшипника | Х | Y | X | Y | e |
Fa / Fr ≤ e | Fa / Fr > e | ||||
Одинарные | - | - | tgα | 1,0 | 1,5 tgα |
Двойные | 1,5 tgα | 0,67 | tgα | 1,0 | 1,5 tgα |
Примечание. Отношение Fa / Fr ≤ e не применимо для одинарных подшипников.
Комплект подшипников. При расчете динамической эквивалентной радиальной нагрузки для двух одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный монтаж) по схеме "широкий торец к широкому" или "узкий торец к узкому" так, что они работают как один узел, рассматриваемых поэтому как один двухрядный радиально-упорный подшипник, используют значения Х и Y для двухрядных подшипников.
При расчете динамической эквивалентной радиальной нагрузки для двух или более одинаковых однорядных шариковых
радиальных, шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме "тандем" так, что они работают как один узел, используют значения Х и Y для однорядного подшипника. Для шариковых подшипников относительную осевую нагрузку (табл. 60) определяют при условии, что i = 1, а значения Fa и Сoг относятся только к одному из подшипников, даже если Fr и Fa, относящиеся к общим нагрузкам, используют для расчета эквивалентной нагрузки всего узла.