Определение сил, нагружающих подшипники

Определение радиальных реакций. Вал на подшипниках, установленных по одному в опоре, условно рассматривают как балку на шарнирно-подвижных опорах или как балку с одной шарнирно-подвижной и одной шарнирно-неподвижной опорой. Радиальную реакцию Fr подшипника считают приложенной к оси вала в точке пересечения с ней нормалей, проведенных через середины контактных площадок. Для радиальных подшипников эта точка расположена на середине ширины подшипника. Для радиально-упорных подшипников расстояние а между этой точкой и торцом подшипника может быть определено графически (рис. 25) или аналитически:
подшипники шариковые радиально-упорные однорядные

a=0,5[B+0,5(d+D))tgα];

подшипники роликовые конические однорядные

a=0,5(T+(d+D)е/з].

Ширину В кольца, монтажную высоту Т, коэффициент е осевого нагружения, угол

Рис.25.Расположение точки приложения
 радиальной реакции в радиально-упорных
 подшипниках

α контакта, а также диаметры и D принимают по каталогу.
Реакции опор определяют из уравнения равновесия: сумма моментов внешних сил относительно рассматриваемой опоры и момента реакции в другой опоре равна нулю.

В ряде случаев направление вращения может быть переменным или неопределенным, причем изменение направления вращения может привести к изменению не только направления, но и значений реакций опор. При установке на концы валов соединительных муфт направление силы на вал от муфты неизвестно. В таких случаях при расчете реакций рассматривают наиболее опасный вариант. Возможная ошибка при этом приводит к повышению надежности.

Определение осевых реакций.
 При установке вала на двух радиальных шариковых или радиально-упорных подшипниках нерегулируемых типов осевая сила Fa, нагружающая подшипник, равна внешней осевой силе FA, действующей на вал. Силу FA воспринимает тот подшипник, который ограничивает осевое перемещение вала под действием этой силы.

При определении осевых сил, нагружающих радиально-упорные подшипники регулируемых типов, следует учитывать осевые силы, возникающие под действием радиальной нагрузки Frвследствие наклона контактных линий. Значения этих сил зависят от типа подшипника, угла контакта, значений радиальных сил, а также от того, как отрегулированы подшипники (см. рис. 22,а-в). Если подшипники собраны с большим зазором, то всю нагрузку воспринимает только один или два шарика или ролика (рис. 22, а). Осевая составляющая нагрузки при передаче ее одним телом качения равна Frtgα. Условия работы подшипников при таких больших зазорах неблагоприятны, и поэтому такие зазоры недопустимы. Обычно подшипники регулируют так, чтобы осевой зазор при установившемся температурном режиме был бы близок к нулю. В этом случае под действием радиальной нагрузки Fr находятся около половины тел качения (рис. 22, 6), а суммарная по всем нагруженным телам качения осевая составляющая из-за наклона контактных линий равна е' Fr и представляет собой минимальную осевую силу, которая должна действовать на радиально-упорный подшипник при заданной радиальной силе:

a min = еFr                            (24)

  Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта а < 18°, a min = еFr ,  где е' - коэффициент минимальной осевой нагрузки. В подшипниках такого типа действительный угол контакта отличается от начального и зависит от радиальной нагрузки Fr и базовой статической грузоподъемности Сor- Поэтому коэффициент е' определяют по формулам:
 для подшипников с углом контакта а = 12°

е'= 0,563(F r/Cor0,195;       (25)
 

 для подшипников с углом контакта а = 15°

е'= 0,579(F r/Cor0,136;       (26)
 

  Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта а  18°, е'=e  и a min = еFr . Значения коэффициента е  осевого нагружения принимают по таблице 64. 
  Для конических роликовых:  е'= 0,83e   и a min = 0,83 е Fr . Значения коэффициента е  принимают по каталогу.
 Под действием силы a min наружное кольцо подшипника поджато к крышке корпуса. При отсутствии упора кольца в крышку оно будет отжато в осевом направлении, что приведет к нарушению нормальной работы подшипника. Для обеспечения нормальных условий работы осевая сила, нагружающая подшипник, должна быть не меньше минимальной: Fа  ≥ Fа min . Это условие должно быть выполнено для каждой опоры.
 Если Fа  ≥ Fа min, то более половины или все тела качения подшипника находятся под нагрузкой (см. рис. 22, в). Жесткость опоры с ростом осевой нагрузки увеличивается, поэтому в некоторых опорах, например в опорах шпинделей станков, применяют сборку с предварительным натягом.
 Для нормальной работы радиально-упорных подшипников необходимо, чтобы в каждой опоре осевая сила, нагружающая подшипник, была бы не меньше минимальной:


 Fа1  ≥ Fа1 min и  Fа2  ≥ Fа2 min

 Кроме того, должно быть выполнено условие равновесия вала - равенство нулю суммы всех осевых сил, действующих на вал. Например, для схемы
по рис. 26 имеем

FA FA1 FA2= О.

Пример нахождения осевых реакций опор. В представленной на рис. 26 расчетной схеме обозначены: FА и F- внешние осевая и радиальная нагрузки, действующие на вал; Fr1 и Fr2 -радиальные реакции опор; Fa1 и Fa2- осевые реакции опор.
 Решение может быть найдено при совместном удовлетворении трех уравнений:
 - из условия  Fа  ≥ Fа min в каждой опоре с учетом (24) следует:

Fа1  ≥ е'1 Fr1,     Fа2  ≥ е' Fr2,     
- из условия  равновесия вала под действием осевых сил следует:


FA FA1 FA2= О.

Рис. 26. Схема нагружения вала и опор
 с радиально-упорными регулируемыми подшипниками


 
Для нахождения решения применяют метод попыток, предварительно осевую силу в одной, из опор принимая равной минимальной.
 1. Пусть, например, Fа1  = е'1 Fr1
 
Тогда из условия равновесия вала имеем

FA2=FA + Fа1= F'1 Fr1

 Проверяем выполнение условия Fа  ≥ Fа min для второй опоры. Если при этом Fа2  ≥ е'Fr2 , то осевые силы найдены правильно. Если
 Fа2 е'2Fr2 (что недопустимо), то нужно предпринять вторую попытку.
 2. Следует принять: Fа2 е'2Fr2. Тогда из условия равновесия вала имеем

Fa1=Fa2 _ FA'2 Fr2 _ FA
 

 При этом условие Fа1  ≥ е'Fr1 будет обязательно выполнено.