Трение в подшипниках

 Энергетические потери в подшипниках складываются в основном из потерь на трение, возникающих вследствие проскальзывания в местах контакта тел качения с кольцами и сепаратором, несовершенной упругости материала тел качения и колец и механических потерь в смазочном материале. Переходя в теплоту, эти потери вызывают повышение температуры подшипниковых узлов. Они не являются постоянными во времени и определяются конструкцией подшипника, режимами его работы и смазки. Мощность (Вт), расходуемая на преодоление трения в подшипнике,

PTP=0,10477Tpn,

где Ттр - момент трения, Н-м; n - частота вращения, об/мин.
 Приближенно оценить момент трения при действии результирующей нагрузки, не превышающей 10-20% динамической грузоподъемности, можно по формуле

Ттр =fтр Fрез d/2,

где fтр - приведенный коэффициент трения (в зависимости от условий работы и типа подшипника fтр  = 0,001-0,02; для подшипников с пластичным смазочным материалом значения fтр   приведены в табл. 74);   Fрез =Ö (Fr2 + Fa2   результирующая нагрузка на подшипник, Н; d - диаметр отверстия подшипника, мм.

74. Значения коэффициента  fтр
 

Тип подшипника  fтр

Шариковый:
       радиальный
       сферический
       радиально-упорный и упорный


0,0020
0,0015
0,0030

Роликовый:
       с короткими цилиндрическими роликами
       с длинными цилиндрическими роликами
       радиальный сферический
       игольчатый
       конический


0,0020
0,0040
0,0040
0,0080
0,0080

 При более точных расчетах момент трения определяют как сумму составляющих Тнг от нагрузки и Тсм от смазочного материала

Ттр =  Тнг  +   Тсм

 Составляющая момента трения, обусловленная условиями нагружения,

Тнг = fF1  Dpw

Здесь f1 - коэффициент, зависящий от конструкции подшипника и нагрузки. Его значения для роликовых подшипников приведены в табл. 75.

75. Значения коэффициента f1 для роликовых подшипников

Тип роликового подшипника f1

Радиальный с цилиндрическими роликами:

с сепаратором
без сепаратора

 


0,0002-0,0004
0,00055

Радиальный сферический

0,0001-0,0006

Конический

0,0003-0,0004

Упорный с цилиндрическими роликами

0,0015

Упорный сферический

0,0003-0,0005

Для шарикоподшипников

f=k1 (P/ C)k,

где РО - статическая эквивалентная нагрузка (Роr или Роа)', Со - статическая грузоподъемность (Соr или Соa). Значения коэффициентов k1 и k приведены в табл. 76.
 Условная нагрузка F1 зависит от значения и направления нагрузки на подшипник

76. Значения коэффициентов k1и k

Тип
 шарикового
 подшипника
Начальный
 угол контакта,
º
k1 k

  Радиальный

0 0,0007 0,55

  Радиально-упорный

26 0,0010 0,33

  Радиально-упорный

36 0,0010 0,33

  Упорный

90 0,0010 0,33

  Сферический

10 0,0003 0,40

  Для шариковых подшипников F1 = 1,1Fa/e-01Fr при условии F1≥Fr
  Для радиально-упорных роликоподшипников

F1 = 1,2Fa / е при условии F1Fr

  Для упорных и упорно-радиальных шарико- и роликоподшипников

F1=Fa-

  Коэффициент е для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников определяют по табл. 64, а для остальных - по каталогу.
  Момент Тнг доминирует в суммарном моменте трения у медленно вращающихся тяжелонагруженных подшипников.
  Составляющая момента трения, обусловленная гидродинамическими потерями в смазочном материале, Н-м:

Tсм = 0,979 ·10-10 fcm(vn)2/3 D3pw
при vn > 2000 ;
Tсм = 1,55. 410-8fcm D3pw  при vn  2000 ,

где v - кинематическая вязкость смазочного материала, мм2/с; n - частота вращения, об/мин; Dpw - диаметр окружности, проходящей по центрам тел качения, мм;
fcm - коэффициент, зависящий от типа подшипника и способа смазывания, табл. 77.
  Кинематическую вязкость пластичных смазочных материалов принимают по маслу, на основе которого изготовляют этот материал. Формула справедлива для масел с плотностью около 0,9 г/см3.
  Для роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами, работающих под действием радиальной и осевой сил, следует учитывать составляющую 7б момента трения, обусловленную трением ролика о направляющий борт:

Ттр = Тнг + Tсм + Tб,

где Tбfб Fa Dpw , а коэффициент fб (табл. 78) зависит от смазочного материала и конструкции подшипника.

77. Значения коэффициента fcm при различных способах смазывания 
 

Тип подшипника Способ смазывания
Масляный
туман*
Масляная ванна или
 пластичный смазочный материал
Масляная ванна (вертикальный вал)
или циркуляционное смазывание

  Шариковый:

     
радиальный, сферический, 0,7-1 1,5-2** 3-4

 упорный

     

    радиально-упорный:

     
однорядный 1,7 3 6
двухрядный 3 6 9

  Роликовый:

     
радиальный цилиндрический:      
с сепаратором 1.5-2 2-3 4-6***
без сепаратора - 5 -

  радиальный сферический

2-3 4-6 8-12

  конический

2-3 6 8-10

  упорный:

     
цилиндрический - 4 8

             сферический

- 3-4 6-8

  * Меньшие значения относятся к легким, большие - к тяжелым размерным сериям.
  ** Может возрастать до 5 при пластичном смазочном материале.
  *** Может снижаться до 2 для горизонтального вала при циркуляционном смазывании.

78. Значения коэффициента fb 
 

Конструктивное исполнение радиального роликового
 подшипника с короткими цилиндрическими роликами
Смазочный 
материал
пластичный жидкий

  С сепаратором:

   

                        с модифицированным контактом ролика

0,003 0,002

                        с направляющим бортом обычной конструкции

0,009 0,006

  Без сепаратора, однорядный

0,006 0,003

Приближенно определить момент трогания подшипника можно по формуле
                                                                                                    Tп=fп Tнг
где fп = 4 для конических роликоподшипников с большим углом контакта: fп = 8 для упорных сферических роликоподшипников; fп=2 в остальных случаях. 
  Изложенные методы не учитывают потери на трение в уплотнениях закрытых подшипников, которые могут быть значительными.