Общие требования к посадочным поверхностям
Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов обусловлены малыми размерами площадок контакта тел качения с поверхностями качения колец и малой длиной посадочной поверхности колец относительно их диаметров.
Расчетный ресурс подшипника качения может быть обеспечен только при правильном сопряжении его колец с валом и корпусом, т.е. при правильном выборе посадок, соблюдении требований к шероховатости, размерной точности, отклонениям формы и расположения посадочных мест.
Большое значение имеет правильность геометрических форм посадочных поверхностей, так как кольца подшипников являются тонкостенными деталями и при посадках с натягом деформируются, принимая форму посадочного места.
Необходимо обеспечить точность положения колец подшипников относительно оси вращения, обусловливаемую в основном отсутствием перекосов. Геометрические оси колец подшипников не должны значительно отклоняться по направлению от оси вращения вала.
Должны быть также предприняты конструктивные меры для обеспечения правильного монтажа, демонтажа и необходимого обслуживания подшипников в эксплуатации.
Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов регламентированы ГОСТ 3325-85 и распространяются на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий:
- валы - сплошные или полые толстостенные;
- корпуса - толстостенные;
- материалы валов и корпусов - сталь или чугун;
- нагрев подшипников при работе до 100 "С включительно.
Под толстостенными понимают валы и корпуса с соотношением диаметров:
d/dв ≥ 1,25 - для валов;
Dк/D ≥ 1,25 - для корпусов,
где d - диаметр отверстия подшипника;
db - диаметр отверстия вала;
Дk - наружный диаметр корпуса;
D - наружный диаметр подшипника. ГОСТ 3325-85 стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по шероховатости, отклонениям формы и расположения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец и рекомендации по монтажу подшипников качения.