Посадочные поверхности под подшипники и торцовые поверхности заплечиков валов ,и корпусов должны быть тщательно обработаны во избежание смятия и среза микронеровностей в процессе запрессовки и эксплуатации, а также появления коррозии.
Параметры шероховатости Ra и Rz посадочных поверхностей под подшипники на валах и в корпусах из стали, а также опорных торцов заплечиков не должны превышать значений, указанных в табл. 96.
Параметр шероховатости Ra посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепительных или стяжных втулках не должен превышать 2,5 мкм.
Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжении до 80 мм и параметра Rz не более 20 мкм для диаметров свыше 80 мм при установке подшипников классов точности 0 и 6 и при условии обеспечения заданного ресурса работы подшипникового узла.
96. Параметры шероховатости посадочных поверхностей валов и корпусов из стали
Посадочные поверхности |
Классы точности подшипников по ГОСТ 520-89 |
Значения, мкм, не более, для номинальных диаметров подшипников |
|||
до 80 мм | св.80 до 500 мм |
св. 500 до 2500 мм |
|||
Ra | Rz | ||||
Валов |
0 6 и 5 4 2 |
1,25 0,63 0,32 0,16 |
2,50 1,25 0,63 0,32 |
(5,0) 2,5 - - |
20,0 - - - |
Отверстий корпусов |
0 6,5 и 4 2 |
1,25 0,63 0,32 |
2,50 1,25 0,63 |
(5,0) 2,5 - |
20,0 - - |
Опорных торцов заплечиков валов и корпусов |
0 6,5 и 4 2 |
2,50 1,25 0,63 |
2,50 2,50 0,63 |
(5,0) (5,0) - |
20,0 20,0 - |
Примечания. 1. В скобках указаны значения параметра шероховатости Ra, применение которого менее предпочтительно. |
Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных мест и опорных торцов заплечиков на валах и в корпусах, выполненных из стали, для малонагруженных подшипников класса точности 0, принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжении до 80 мм и Rz не более 20 мкм для
диаметров более 80 мм.
К малонагруженным относят подшипники, работающие с частотой вращения, не превышающей 0,05 предельной nпр при радиальной нагрузке Fr, не превышающей 0,05 радиальной динамической грузоподъемности Сг, и при коэффициенте безопасности КБ = 1.