Отклонения формы посадочных поверхностей вала и корпуса могут передаваться на поверхности качения подшипников, искажая их и вызывая повышенный уровень вибрации и изнашивание.
Показатели отклонений формы - отклонение от круглости, отклонение профиля продольного сечения, непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных в табл. 97 и 98.
В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуски круглости и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях до 1,2 мкм.
Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.
Определение допуска круглости и допуска профиля продольного сечения - по ГОСТ 24642-81.
97. Допуски формы посадочных поверхностей валов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Допуск круглости |
Допуск профиля продольного сечения | Допуск непостоянства диаметра в сечении |
|||||||||
поперечном | продольном | |||||||||||
Классы точности подшипников | ||||||||||||
0,6 | 5,4 | 2 | 0,6 | 5,4 | 2 | 0,6 | 5,4 | 2 | 0,6 | 5,4 | 2 | |
От 0,6 до 2,5 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 3 | 1,4 | 0,8 | 3 | 1,4 | 0,8 |
Св. 2,5 до 3 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | 3 | 1,4 | 0,8 | 3 | 1,4 | 0,8 |
» 3 » 6 | 2,0 | 0,8 | 0,5 | 2,0 | 0,8 | 0,5 | 4 | 1,6 | 1,0 | 4 | 1,6 | 1,0 |
» 6 » 10 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 5 | 2,0 | 1,0 | 5 | 2,0 | 1,0 |
» 10 » 18 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 6 | 2,6 | 1,2 | 6 | 2,6 | 1,2 |
» 18 » 30 | 3,5 | 1,5 | 0,8 | 3,5 | 1,5 | 0,8 | 7 | 3,0 | 1,6 | 7 | 3,0 | 1,6 |
» 30 » 50 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | 8 | 4,0 | 2,0 | 8 | 4,0 | 2,0 |
» 50 » 80 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 10 | 4,0 | 2,0 | 10 | 4,0 | 2,0 |
» 80 »120 | 6,0 | 2,5 | 1,2 | 6,0 | 2,5 | 1,2 | 12 | 5,0 | 2,4 | 12 | 5,0 | 2,4 |
» 120 » 180 | 6,0 | 3,0 | 1,5 | 6,0 | 3,0 | 1,5 | 12 | 6,0 | 3,0 | 12 | 6,0 | 3,0 |
» 180 » 250 | 7,0 | 3,5 | 1,7 | 7,0 | 3,5 | 1,7 | 14 | 7,0 | 3,4 | 14 | 7,0 | 3,4 |
»250 » 315 | 8,0 | 4,0 | - | 8,0 | 4,0 | - | 16 | 8,0 | - | 16 | 8,0 | - |
» 315 » 400 | 9,0 | 4,0 | - | 9,0 | 4,0 | - | 18 | 8,0 | - | 18 | 8,0 | - |
»400 » 500 | 10,0 | - | - | 10,0 | - | - | 20 | - | - | 20 | - | - |
98. Допуски формы посадочных поверхностей отверстий корпусов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров D, мм |
Допуск круглости |
Допуск профиля продольного сечения | Допуск непостоянства диаметра в сечении |
|||||||||
поперечном | продольном | |||||||||||
Классы точности подшипников | ||||||||||||
0,6 | 5,4 | 2 | 0,6 | 5,4 | 2 | 0,6 | 5,4 | 2 | 0,6 | 5,4 | 2 | |
От 0,6 до 2,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Св. 2,5 до 3 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 2,5 | 1,0 | 0,5 | 5 | 2,0 | 1,0 | 5 | 2,0 | 1,0 |
» 3 » 6 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 3,0 | 1,3 | 0,6 | 6 | 2,6 | 1,2 | 6 | 2,6 | 1,2 |
» 6 » 10 | 4,0 | 1,5 | 0,8 | 4,0 | 1,5 | 0,8 | 8 | 3,0 | 1,6 | 8 | 3,0 | 1,6 |
» 10 » 18 | 4,5 | 2,0 | 1,0 | 4,5 | 2,0 | 1,0 | 9 | 4,0 | 2,0 | 9 | 4,0 | 2,0 |
» 18 » 30 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 1,0 | 10 | 4,0 | 2,0 | 10 | 4,0 | 2,0 |
» 30 » 50 | 6,0 | 2,5 | 1,4 | 6,0 | 2,5 | 1,4 | 12 | 5,0 | 2,8 | 12 | 5,0 | 2,8 |
» 50 » 80 | 7,5 | 3,0 | 1,6 | 7,5 | 3,0 | 1,6 | 15 | 6,0 | 3,2 | 15 | 6,0 | 3,2 |
» 80 » 120 | 9,0 | 3,5 | 2,0 | 9,0 | 3,5 | 2,0 | 18 | 7,0 | 4,0 | 18 | 7,0 | 4,0 |
» 120 » 180 | 10,0 | 4,0 | 2,2 | 10,0 | 4,0 | 2,2 | 20 | 8,0 | 4,4 | 20 | 8,0 | 4,4 |
» 180 » 250 | 11,5 | 5,0 | 2,5 | 11,5 | 5,0 | 2,5 | 23 | 10,0 | 5,0 | 23 | 10,0 | 5,0 |
» 250 » 315 | 13,0 | 5,3 | 3,0 | 13,0 | 5,3 | 3,0 | 26 | 10,6 | 6,0 | 26 | 10,6 | 6,0 |
» 315 » 400 | 14,0 | 6,0 | 4,0 | 14,0 | 6,0 | 4,0 | 28 | 12,0 | 8,0 | 28 | 12,0 | 8,0 |
» 400 » 500 | 16,0 | - | - | 16,0 | - | - | 32 | - | - | 32 | - | - |
Непостоянство диаметра в поперечном сечении посадочной поверхности - разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.
Непостоянство диаметра в продольном сечении посадочной поверхности - разность между наибольшим и наименьшим диаметрами, измеренными в одном и том же продольном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в поперечном сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в продольном сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в продольном сечении.
Значения непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях установлены в табл. 97 и 98 из расчета: половина допуска на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников классов точности 0 и 6, треть допуска - при посадке подшипников классов точности 5 и 4, четверть допуска - при посадке подшипников класса точности 2.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей отверстий чугунных корпусов под подшипники класса точности О, а также валов и отверстий корпусов малонагруженных подшипников разрешается принимать равными 3/4 допуска на диаметр.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей валов, предназначенных для посадки подшипников на закрепительных или стяжных втулках, не должны превышать 1/4 допусков на диаметр посадочной поверхности, соответствующих полям допусков h8, h9, h10, установленных для вала.
Отклонения от постоянства диаметра определяют в трех сечениях по длине и в четырех плоскостях каждого сечения.
Торцовые биения опорных торцов заплечиков валов и корпусов не должны превышать значений, указанных в табл. 99 и 100. В результате измерения торцового биения при повороте вала или детали на 360° вокруг продольной оси выявляют форму торца - волнистость, неплоскостность (вогнутость или выпуклость) и его расположение - отклонение от перпендикулярности к оси (перекос торца).
Допуски на диаметр конических шеек валов с конусностью 1:12, предназначенных для посадки подшипников с коническим отверстием, и допуски угла конуса АТD, определяемого как разность диаметров вала, расположенных друг от друга на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего кольца монтируемого подшипника, должны соответствовать указанным в табл. 101.
99. Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм | Класс точности подшипника | ||||
0 | 6 | 5 | 4 | 2 | |
От 1 до 3 | 10 | 6 | 3 | 2,0 | 1,2 |
Св. 3 до 6 | 12 | 8 | 4 | 2,5 | 1,5 |
» 6 » 10 | 15 | 9 | 4 | 2,5 | 1,5 |
» 10 » 18 | 18 | 11 | 5 | 3,0 | 2,0 |
» 18 » 30 | 21 | 13 | 6 | 4,0 | 2,5 |
» 30 » 50 | 25 | 16 | 7 | 4,0 | 2,5 |
» 50 » 80 | 30 | 19 | 8 | 5,0 | 3,0 |
» 80 » 120 | 35 | 22 | 10 | 6,0 | 4,0 |
» 120 » 180 | 40 | 25 | 12 | 8,0 | 5,0 |
» 180 » 250 | 46 | 29 | 14 | 10,0 | 7,0 |
» 250 » 315 | 52 | 32 | 16 | - | - |
» 315 » 400 | 57 | 36 | 18 | - | - |
Св. 400 до 500 | 63 | 40 | - | - | - |
» 500 » 630 | 70 | 44 | - | - | - |
» 630 » 800 | 80 | 50 | - | - | - |
» 800 » 1000 | 90 | 56 | - | - | - |
» 1000 » 1250 | 105 | 66 | - | - | - |
» 1250 » 1600 | 125 | 78 | - | - | - |
» 1600 » 2000 | 150 | 92 | - | - | - |
» 2000 » 2500 | 175 | 110 | - | - | - |
100. Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров D, мм |
Класс точности подшипника | ||||
0 | 6 | 5 | 4 | 2 | |
От 3 до 6 | 18 | 12 | 5 | 4 | 2,5 |
Св. 6 до 10 | 22 | 15 | 6 | 4 | 2,5 |
» 10 » 18 | 27 | 18 | 8 | 5 | 3,0 |
» 18 » 30 | 33 | 21 | 9 | 6 | 4,0 |
» 30 » 50 | 39 | 25 | 11 | 7 | 4,0 |
» 50 » 80 | 46 | 30 | 13 | 8 | 5,0 |
» 80 » 120 | 54 | 35 | 15 | 10 | 6,0 |
» 120 » 180 | 63 | 40 | 18 | 12 | 8,0 |
» 180 » 250 | 72 | 46 | 20 | 14 | 10,0 |
» 250 » 315 | 81 | 52 | 23 | 16 | 12,0 |
» 315 » 400 | 89 | 57 | 25 | 30 | 13,0 |
» 400 » 500 | 97 | 63 | 27 | - | - |
» 500 » 630 | 110 | 70 | 30 | - | - |
» 630 » 800 | 125 | 80 | 35 | - | - |
» 800 » 1000 | 140 | 90 | - | - | - |
» 1000 » 1250 | 165 | 105 | - | - | - |
» 1250 » 1600 | 195 | 125 | - | - | - |
» 1600 » 2000 | 230 | 150 | - | - | - |
» 2000 » 2500 | 280 | 175 | - | - | - |
» 2500 » 3150 | 330 | 210 | - | - | - |
Примечания. 1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности 0 и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 99 и 100. |
101. Допуски на диаметр конической шейки вала, мкм, не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Для диаметра вала | Для угла конуса | ||||||||
Класс точности подшипника | ||||||||||
0 | 6 | 5 | 4 | 2 | 0 | 6 | 5 | 4 | 2 | |
До 10 | 15 | 9 | 6 | - | - | 9 | 6 | 4 | - | - |
Св. 10 до 18 | 18 | 11 | 8 | - | - | 11 | 8 | 5 | - | - |
» 18 » 30 | 21 | 13 | 9 | 6 | 4 | 13 | 9 | 6 | 2,5 | 1,5 |
» 30 » 50 | 25 | 16 | 11 | 7 | 4 | 16 | 11 | 7 | 2,5 | 1,5 |
» 50 » 80 | 30 | 19 | 13 | 8 | 5 | 19 | 13 | 8 | 3,0 | 2,0 |
» 80 » 120 | 35 | 22 | 15 | 10 | 6 | 22 | 15 | 10 | 4,0 | 2,5 |
» 120 » 180 | 40 | 25 | 18 | 12 | 8 | 25 | 18 | 12 | 5,0 | 3,0 |
» 180 » 250 | 46 | 29 | 20 | 14 | 10 | 29 | 20 | 14 | 7,0 | 3,5 |
» 250 » 315 | 52 | 32 | 23 | 23 | - | 32 | 23 | 16 | 8,0 | - |
» 315 » 400 | 57 | 36 | 25 | 25 | - | 36 | 25 | 18 | 9,0 | - |
» 400 » 500 | 63 | 40 | 27 | 27 | - | 40 | 27 | 20 | 10,0 | - |
» 500 » 630 | 70 | 44 | - | - | - | 44 | 30 | - | - | - |
» 630 » 800 | 80 | - | - | - | - | 50 | - | - | - | - |
» 800 » 1000 | 90 | - | - | - | - | 56 | - | - | - | - |
» 1000 » 1250 | 105 | - | - | - | - | 66 | - | - | - | - |
» 1250 » 1600 | 125 | - | - | - | - | 78 | - | - | - | - |
Примечание. Все отклонения допускаются только на "плюс" от номинального размера. |