Цилиндрические зубчатые передачи

Цилиндрические зубчатые передачи

 Термины и обозначения приведены в табл. 1, определения терминов см. ГОСТ 16530—83 и 16531-83.

1. Термины и обозначения цилиндрических зубчатых передач

 

Термин

Обозна-
чение

 

Термин

Обозна-
чение

 Делительное межосевое расстояние .

а

 

 Делительный диаметр зубчатого колеса ..

d

 Межосевое расстояние .

аw

 Диаметр вершин зубьев колеса..

da

 Ширина венца цилиндрического
 зубчатого колеса ...

b

 Основной диаметр зубчатого колеса

db

 Рабочая ширина венца зубчатой
 передачи ...

bw

 Диаметр впадин зубчатого колеса .. 

df

 Радиальный зазор пары исходных
 контуров .

c

 Диаметр окружности граничных точек
 зубчатого колеса ..

dl
Начальный диаметр зубчатого колеса.. dw

 Коэффициент радиального зазора
 нормального исходного контура ...

c*

 Радиус зубчатого колеса ..

r

 Высота зуба цилиндрического зубчатого
 колеса..

h

 Расчетный модуль цилиндрического зубчатого
 колеса.

m

 Высота делительной головки зуба
 цилиндрического зубчатого колеса ..

ha

 Нормальный модуль зубьев ...

mn

 Окружной модуль зубьев (торцовый) ...

mt

 Коэффициент высоты головки исходного
 контура ..

h*a
-

 Шаг эвольвентного зацепления ... 

pb

 Нормальный шаг зубьев рейки .

pn

 Высота до хорды зуба колеса

ha
-

 Торцовый шаг зубьев рейки .. 

pt

 Осевой шаг зубьев рейки ..

px

 Высота до постоянной хорды зуба

hc
-

 Основной нормальный шаг зубьев

pbn

 Высота до хорды дуга окружности.

hay

 Основной окружной шаг зубьев ...

pbt

 Глубина захода зубьев колеса, а также
 глубина захода зубьев исходных реек...

-
hd

 Основная нормальная толщина зуба

sbn
-

 Постоянная хорда зуба..

sc

 Нормальная толщина зуба рейки .

sn

 Высота делительной ножки зуба колеса ...

hf

 Осевая толщина зуба рейки ..

sx

 Граничная высота зуба колеса ..

hl

 Торцовая толщина зуба рейки ..

st

 Толщина по хорде зуба .

-
s
 

 Частота вращения зубчатого колеса в минуту..

n
Окружная толщина на заданном диаметреdy sty  

 Передаточное число зубчатой передачи (z2/z1;
  d2/d1; n1/n2)

и

 Толщина по хорде...

-
sy
 

 Длина общей нормали зубчатого колеса...

W  

 Угол профиля зуба исходного контура в
 нормальном сечении

a

 Коэффициент смещения исходного контура..

x  

 Коэффициент наименьшего смещения
 исходного контура...

xmin  

 Угол профиля зуба в торцовом сечении..

at

 Коэффициент суммы смещений..

xΣ  

 Угол зацепления ...

atw

 Коэффициент воспринимаемого смещения...

y  

 Угол профиля в точке на концентрической
 окружности заданного диаметра dy.

ay

 Коэффициент уравнительного смещения.

∆y  

 Число зубьев зубчатого колеса (число зубьев
 секторно-зубчатого колеса)

z  

 Угол наклона линии зуба соосной
 цилиндрической поверхности диаметра dy.

þy

 Наименьшее число зубьев, свободное от
 подрезания...

zmin  

 Угол наклона линии зуба ..

þ

 Число зубьев в длине общей нормали

zw  

 Основной угол наклона линии зуба (косозубого
 колеса на его основном цилиндре) .

þb

 Нормальный боковой зазор эвольвентной
 цилиндрической зубчатой передачи..

in  

 Угол развернутости эвольвенты зуба..

v

 Половина угловой толщины зуба..

Ψ

 Эвольвентный угол профиля зуба...

inv a  

 Половина угловой толщины зуба эквивалент-
 ного зубчатого колеса, соответствующая кон-
 центрической окружноси диаметра d/ cos2þy...

Ψyu

 Эвольвентный угол, соответствующий точке
 профиля на окружности dy

inv ay  

 Угловая скорость ..

ω

 




Рис. 1. Исходный контур зубчатых
цилиндрических колес эвольвентного зацепления то ГОСТ 13755—81
и конических колес с прямыми зубьями то ГОСТ 13754— 81

 Шестерня — зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев, колесо — с большим числом зубьев. При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи шестерней называют ведущее зубчатое колесо, а колесом - ведомое. Индекс 1 - для величин, относящихся к шестерне, индекс 2 - относящихся к колесу.
 Индекс n - для величин, относящихся к нормальному сечению, t - к окружному (торцовому) сечению. В тех случаях, когда не может быть разночтения и неясности, индексы n и t можно исключить.
 Термины параметров нормального исходного контура и нормального исходного производящего контура, выраженных в долях модуля нормального исходного контура, образуют добавлением слова «коэффициент» перед термином соответствующего параметра.
 Обозначения коэффициентов соответствуют обозначениям параметров с добавлением знака «*», например коэффициент радиального зазора пары исходных контуров с*.
 Модули (по ГОСТ 9563—60). Стандарт распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые колеса и конические зубчатые колеса с прямыми зубьями и устанавливает:
для цилиндрических колес - значения нормальных модулей;
ддя конических колес - значения внешних окружных делительных модулей.
 Числовые значения модулей:

Ряд1

РЯД 2

 

Ряд1

Ряд 2

 

Ряд1

Ряд 2

 

Ряд1

Ряд 2

1

1,125

 

-

-

 

5

5,5

 

12

14

1,25

1,375

 

2,5

2,75

 

6

7

 

16

18

1,5

1,75

 

3

3,5

 

8

9

 

20

22

2

2,25

 

4

4,5

 

10

11

 

25

28

 

 

 

 

   

 

 

 

32

36


 Примечания:
1. При выборе .модулей ряд 1 следует предпочитать ряду 2.
2. Для цилиндрических зубчатых колес допускается:
а) в тракторной промышленности применение модулей 3,75; 4,25 и 6,5 мм;
б) в автомобильной промышленности применение модулей, отличающихся от установленных в настоящем стандарте;
в) в редукторостроении применение модулей 1,6; 3,15; 6,3; 12,5 м.
3. Для конических зубчатых колес допускается:
а) определять модуль на среднем конусном расстоянии;
б) в технически обоснованных случаях применение модулей, отличающихся от указанных в таблице.
4. Стандарт предусматривает применение модулей в диапазоне значений от 0,05 до 100мм.
 Исходный контур цилиндрических зубчатых колес. Под исходным контуром колес (рис. 1) подразумевают контур зубьев рейки в нормальном к направлению зубьев сечении. Радиальный зазор с = 0,25m, радиус кривизны переходной кривой зуба рf = 0,4m. Допускается увеличение радиуса
 рf, если это не нарушает правильности зацепления, и увеличение с до 0,35m при обработке колес долбяками и шеверами и до 0,4m при шлифовании зубьев.
 Для цилиндрических колес внешнего зацепления при окружной скорости более указанной в табл. 2 применяют исходный контур с модификацией профиля головки зуба (рис. 2). При этом линия модификации - прямая, коэффициент модификации h*g должен быть не более 0,45, а коэффициент глубины модификации ∆* - не более 0,02. Рекомендуемые значения коэффициента ∆* приведены в табл. 3.
 Основные элементы зубчатого зацепления указаны на рис. 3 и 4 в соответствии с обозначением по табл. 1.
 Смещение колес зубчатых передач с внешним зацеплением. Чтобы повысить прочность зубьев на изгиб, снизить контактные напряжения на их поверхности и уменьшить износ за счет относительного скольжения профилей, рекомендуется производить смещение инструмента для цилиндрических (и конических) зубчатых передач, у которых Z1 ≠  Z2. Наибольший результат достигается в следующих случаях:



Рис. 2. Исходный контур с профильной модификацией

2. Окружная скорость колес в зависимости от их точности

Тип колес

Окружная скорость в м/с при степени точности колеса по ГОСТ 1643-81

6 7 8
Прямозубые 10 6 4

Косозубые

16 10 6

3. Коэффициент глубины модификации * в зависимости от модуля и степени точности

 

Модуль m, мм

Степень точности по нормам плавности работы по ГОСТ 1643-81

6

7

8

До 2

0,010

0,015

0,020

Св. 2 до 3,5

0,009

0,012

0,018

» 3,5 » 6,3

0,008

0,010

0,015

» 6,3 » 10

0,006

0,008

0,012

» 10 » 16

0,005

0,007

0,010

» 16 » 25

-

0,006

0,009

»25 » 40

-

-

0,008


 1) при смещении передач, у которых шестерня имеет малое число зубьев ( Z1< 17), так как при этом устраняется подрез у корня зуба;
 2) при больших передаточных числах, так как в этом случае значительно снижается относительное скольжение профилей.

 

 Положение исходного производящего контура относительно нарезаемого колеса, при котором делительная прямая рейка касается делительной окружности колеса, называют номинальным положением (рис. 5, а). Колесо, зубья которого образованы при номинальном положении исходной производящей рейки, называют колесом, нарезанным без смещения исходного контура (по старой терминологии - некорригированное колесо).



Рис. 5. Положение производящего реечного контура относительно заготовки:

а - номинальное;
б -
 с отрицательным смещением;
в -
 с положительным смещением

Рис. 6. График для определения нижнего предельного
значения 
Z1 в зависимости от Z2, при которых
εa=1,2 (x12=0,5)




Рис. 7. График для определения Хmin в зависимости
от z и ß или  Zmin Х и ß (а = 20°), h*l - h*a  = 1:

(округляется до ближайшего большего целого числа)


 Примеры. 1. Дано: z = 15;  ß= 0. По графику определяем xmin = 0,12 (см. штриховую линию).
  2. Дано: х = 0, ß = 30 °. По графику определяем наименьшее число зубьев Zmin = 12 (см. штриховую линию)



Рис. 8. Влияние смещения исходного контура на геометрию зубьев

Рис. 9. Зацепление (в сечении, параллельном торцовому)
зубчатого колеса со смещением с исходной производящей рейкой

 Если исходная производящая рейка в станочном зацеплении смещена из номинального положения и установлена так, что ее делительная прямая не касается делительной окружности нарезаемого колеса, то в результате обработки получится колесо, нарезанное со смещением исходного контура (по старой терминологии — корригированное колесо).

4. Коэффициенты смещения у зубчатых колес прямозубой передачи

 

Коэффициент смещения

Область применения

у шестерни
x1 

у колеса
x2

0

0

 Межосевое расстояние aw
 задано равным 0,5(z1 + z2)m
 или не задано

Кинематические передачи

z1≥17

0,3

-0,3

12 ≤ z1 < 16 и z≥ 22

0

0

 Межосевое расстояние aw
 задано равным 0,5(z1 + z2)m

Силовые передачи

z≥ 21

0,3

-0,3

14 ≤ z≤ 20 и ≥ 3,5

0

0

 Межосевое расстояние aw
 не задано

z> 30

0,5

0,5

 10 ≤ z≤ 30. 
 В пределах 10 ≤ z≤ 16
 нижнее предельное значение z1
 определяется по графику (рис.6)


5. Коэффициент смещения у зубчатых колес косозубой и шевронной передач

Коэффициент смещения Область применения
у шестерниx1  у колеса
x2
0 0 Межосевое расстояние aw
 задано равным (z1 + z2m / 2 cosß
 или не задано
Кинематические передачи

 z1≥ zmin; zmin определяется
 по табл.8

0,3

-0,3

 z1≥ z1 min, но не менее 10 и
 z≥ z2 min; z1 min  и z2 min
 определяется по графику на рис.7
 соответственно при х1=0,3 и
 х2= - 0,3

0 0 Силовые передачи

 z1≥ zmin+2; zmin определяется
 по табл.8

0,3

-0,3

 z1≥ z min + 2, но не менее 10 и
 ≥ 3,5; z1 min определяется по
 графику на рис.7 соответственно
 при х=х1=0,3 


Рис. 10. Толщина зуба по постоянной хорде и высота
до постоянной хорды в нормальном сечении

 Расстояние от делительной прямой исходной производящей рейки (или исходного контура) до делительной окружности колеса является величиной смещения.
 Отношение смещения исходного контура к расчетному модулю называют коэффициентом смещения (х).
 Если делительная прямая исходного контура пересекает делительную окружность зубчатого колеса (рис. 5, б), смещение называют отрицательным (х < 0), если не пересекает и не соприкасается (рис. 5, в) - положительным (х > 0). При номинальном положении исходного контура смещение равно нулю (х = 0).
 Коэффициент смещения х обеспечивается установкой инструмента относительно заготовки зубчатого колеса в станочном зацеплении.
 Коэффициенты смещения у зубчатых колес рекомендуется выбирать по табл. 4 для прямозубой передачи и по табл. 5 - для косозубой и шевронной передач.
 Основные элементы зубчатого зацепления со смещением указаны на рис. 8, 9,10.

6. Разбивка коэффициента суммы смещения хΣ у прямозубой передачи иа составляющие х1 и х2

Коэффициент
суммы
смещения хΣ

Коэффициент смещения Область применения
у шестерни x1  у колеса
x2
0 < хΣ  ≤ 0,5  хΣ 0 Кинематические передачи

 z1≥ z1 min, но не менее 10 и  z2 ≥ 17;
 zmin определяется по графику на рис.7 при х1хΣ

Силовые передачи

 z1≥ z1 min + 2 и z≥ 21;
 zmin определяется по графику на рис.7 при х1хΣ

0,5 < хΣ  ≤ 1  0,5 хΣ - 0,5 Кинематические передачи  
Силовые передачи  

  Примечания: 1. При заданном межосевом расстоянии аw требуемое значение коэффициента суммы смещений хΣ
  можно получить за счет изменения числа зубьев z1 или z2, если это изменение допускается.
  2. При 0,3 < хΣ < 0,7 и и < 2 наибольшая скорость скольжения в зацеплении будет большей, чем в
  передаче без смещения.
  3. При и = 1 рекомендуется x1х2 = 0,5 хΣ.


7. Разбивка коэффициента суммы смещения 
хΣ
  у косозубой или шевронной передачи на составляющие X1 в Х2

 

Коэффициент
суммы
смещения хΣ

Коэффициент смещения 

Область применения

у шестерниx1

у колеса х2  

0 < хΣ  ≤ 0,5 

хΣ

0

Кинемати-
ческие
передачи

z1≥ z1 min, но не менее 10 и  z≥ z2 min;
 z1min определяется по графику на рис.7
 при х=х1= хΣ , х2 min определяется по табл. 8

0 < хΣ  ≤ 0,5 

хΣ

0

Силовые
передачи
z1≥ z1 min + 2, но не менее 10 и  z≥ z2 min +2;
 z1min определяется по графику на рис.7
 при х=х1= хΣ , х2 min определяется по табл. 8

  Примечания: 1. При заданном межосевом расстоянии аw требуемое значение коэффициента суммы смещенийхΣ
  можно получить за счет изменения числа зубьев z1 или z2, угла наклона ß , если эти изменения
  допускаются.
  2. При хΣ 0,3 и и < 2 наибольшая скорость скольжения в зацеплении будет большей, чем в
  передаче без смещения.
  3. При и = 1 рекомендуется x1х2 = 0,5 хΣ.


8. Значения наименьшего числа зубьев zmin зубчатого
 колеса с коэффициентом смещения x = 0 при станочном зацеплении
 с исходной производящей рейкой

 

ß°

zmin 

 

ß°

zmin   

ß°

zmin 

До 12

17

 

Св. 21 до 24

14

 

Св. 31 до 34

11

Св. 12 » 17

16

 

» 24 » 28

13

 

» 34

10

» 17 » 21

15

 

» 28 » 31

12