Измерение толщины зубьев при длине общей нормали W имеет то преимущество перед измерением по постоянной хорде, что не требуется более точного изготовления зубчатых колес по наружному диаметру.
Для прямозубых колес без смещения
W =mnW ',
для колес со смешением (при коэффициенте смещения х)
W =mn (W '+ 0,648x);
здесь W' - длина общей нормали цилиндрических прямозубых колес при mn = 1.
Значения W' в зависимости от числа зубьев колеса и числа зубьев, охватываемых при измерении, указаны в таблице, приведенной ниже.
Дайна общей нормали W' цилиндрических прямозубых колес при mn = 1 мм\
Число зубьев колеса |
Число зубьев, охватываемых при измерении zn |
W' | Число зубьев колеса |
Число зубьев, охватываемых при измерении zn |
W' | Число зубьев колеса |
Число зубьев, охватываемых при измерении zn |
W' | ||
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
2 |
4,5263 |
73 74 75 76 77 78 79 80 81 |
9 |
25,1155 |
136 137 138 139 140 141 142 143 144 |
16 | 47,6628 47,6768 47,6908 47,7010 47,7180 47,7320 47,7460 47,7600 47,7740 | ||
19 20 21 22 23 24 25 26 27 |
3 |
7,6464 |
82 83 84 85 86 87 88 89 90 |
10 |
29,1937 |
145 146 147 148 149 150 151 152 153 |
17 | 50,7410 50,7550 50,7690 50,7830 50,7970 50,8110 50,8250 50,8390 50,8530 | ||
28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
4 |
10,7246 |
91 92 93 94 95 96 97 98 99 |
11 | 32,2719 32,2859 32,2999 32,3139 32,3279 32,3420 32,3560 32,3700 32,3840 | 154 155 156 157 158 159 160 161 162 |
18 | 53,8192 53,8332 53,8470 53,8610 53,8750 53,8890 53,9030 53,9170 53,9310 | ||
37 38 39 40 41 42 43 44 45 |
5 |
13,8028 |
100 101 102 103 104 105 106 107 108 |
12 | 35,3501 35,3641 35,3781 35,3921 35,4060 35,4200 35,4340 35,4480 35,4620 | 163 164 165 166 167 168 169 170 171 |
19 | 56,8973 56,9113 56,9250 56,9390 56,9530 56,9670 56,9810 56,9950 57,0090 | ||
46 47 48 49 50 51 52 53 54 |
6 |
16,8810 |
109 110 111 112 113 114 115 116 117 |
13 | 38,4283 38,4423 38,4563 38,4703 38,4840 38,4980 38,5120 38,5260 38,5400 | 172 173 174 175 176 177 178 179 180 |
20 | 56,8973 56,9113 56,9250 56,9390 56,9530 56,9670 56,9810 56,9950 57,0090 | ||
55 56 57 58 59 60 61 62 63 |
7 |
19,9592 |
118 119 120 121 122 123 124 125 126 |
14 | 41,5064 41,5204 41,5344 41,5485 41,5620 41,5766 41,5900 41,6040 41,6180 |
181 182 183 184 185 186 187 188 189 |
21 | 63,0537 63,0677 63,0810 63,0950 63,1090 63,1230 63,1370 63,1510 63,1650 | ||
64 65 66 67 68 69 70 71 72 |
8 |
23,0373 |
127 128 129 130 131 132 133 134 135 |
15 | 44,5846 44,59.85. 44,6126 44,6260 44,6400 44,6540 44,6680 44,6820 44,6950 | 190 191 192 193 194 195 196 197 198 |
22 | 66,1319 66,1450 66,1590 66,1730 66,1870 66,2010 66,2150 66,2290 66,2430 | ||
199 200 |
23 | 69,2100 69,2240 |
Цилиндрические винтовые зубчатые передачи
Винтовые передачи применяют при перекрещивающихся валах.
Для винтового цилиндрического колеса сохраняют силу все зависимости, связывающие между собой основные размеры цилиндрического косозубого колеса.
Зацепление двух винтовых колес с односторонним наклоном линии зубьев и углами ß1 и ß2 происходит с межосевым углом Σ (рис. 17).
Возможно сцепление винтовых колес и при наклоне зубьев в противоположные стороны; в этом случае
Σ = ß2 - ß1
Однако такое сцепление следует по возможности не применять, так как при этом получается меньший КПД.
Рис. 17. Винтовые передачи, зацепляющиеся под углом
Максимальный КПД пары будет при
ß1 = Σ/2 + P/2 и ß2 = Σ/2 + P/2,
где р - угол трения, равный 4-8°. Передаточное отношение обычно принимают u =1 ÷ 4 .