Общие сведения

В зависимости от сечения ремня различают передачи: плоскоременную (рис. 1, a), клиноременную (рис. 1, б), поликлиновую (рис. 1, в), многопрофильным ремнем (рис. 1, г), круглоременную (рис. 1, д) и вариаторную широким ремнем (рис. 1,е).

  Мощность передач — до нескольких тысяч кВт.
  Некоторые возможные схемы передач приведены в табл. 1; способы натяжения ремней — в табл. 2.
  Плоскоременную передачу можно выполнять при двух валах по всем схемам табл. 1; клиноременную передачу применяют преимущественно как открытую по схеме 1, реже по схемам 2, 3, 5. Распространены также передачи с несколькими ведомыми валами (например, схемы 7, 9)с противоположным направлением вращения валов (схемы 4, 8) и со сдвоенным клиновым ремнем шестигранного сечения.


<Рис. 1. Сечения ремней

  Натяжение ремня можно осуществлять:
  1) с использованием упругости ремня назначением соответственно меньшей его длины или укорочением при сшивке;
  2) то же — перемещением одного вала (табл. 2, схемы а и б — перемещением электродвигателя по салазкам или поворотом плиты), оттяжным (схема в) или натяжным (схема г) роликом;
  3) автоматически силой тяжести качающейся системы (табл. 2, схема з), или пружиной, действующей на качающуюся систему (табл. 2, схема и), или гидроцилиндром;
  4) автоматически реактивным моментом, действующим на двигатель (табл. 2, схема ж) или редуктор
 (табл. 2, схема е).
  При первом способе натяжение устанавливается по наибольшей нагрузке с запасом на вытяжку ремня, что сокращает ресурс ремня; при втором способе запас на вытяжку меньше; при третьем — он не требуется; при четвертом — натяжение изменяется в зависимости от нагрузки и ресурс ремня наибольший.
  Передачи по схемам 2, 8 и 9 табл. 1 и все передачи с автоматическим натяжением нереверсивны.

1. Схемы ременных передач

Передачи с одним ведомым валом
с параллельными осями валов с непараллельными осями валов
с одинаковым направлением вращения с обратным направлением вращения
Передачи с несколькими ведомыми валами

  Примечания: 1. Схемы 1, 3, 5 — передачи с двумя шкивами; схемы 2, 46, 7, 8, 9 — передачи
                             с натяжными или направляющими роликами.
                         2. Обозначения: вщ — ведущий шкив; вм — ведомый шкив: HP — натяжной
                             или направляющий ролик

 

2. Способы натяжения ремней

Натяжение вследствие упругости ремня

Автоматическое натяжение

  Примечания: 1. При конструировании натяжных устройств следует учитывать, что
                            вытяжка ремней в процессе работы может доходить до 5% их
                            первоначальной длины.
                        2. Натяжное устройство должно обеспечивать изменение межосевого
                            расстояния в пределах от -0,03 а до +0,06 а, где а — номинальное
                            значение межосевого расстояния.