Резиновые армированные манжеты для валов

Резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной предназначены для уплотнения валов. Манжеты работают в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа, скорости до 20 м/с и температуре от -60 до +170 °С в зависимости от группы резины.
  Типы и основные размеры. Манжеты изготовляют двух типов: I - однокромочные; II - однокромочные с пыльником.
  Манжеты типа I предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды. Манжеты типа II предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.
  Манжеты изготовляют в двух исполнениях: 1 - с механически обработанной кромкой; 2- с формованной кромкой.
  Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потребителем.

30. Основные размеры резиновых армированных манжет, мм

Диаметр
вала d

D

Н

h1,
не более

 

Диаметр
вала d

D

Н

h1,
не более

1-го ряда

1-го ряда

6; 7; 8; 9

22

7

10

60

85

10

14

10; 11

26

7

10

63; 65

90

10

14

12; 13; 14

28

7

10

70; 71

95

10

14

15

30; 32

7

10

75

100

10

14

16

30; 35

7

10

80

105

10

14

17

32

7

10

85

110

12

16

18; 19; 20

35

7

10

90; 92; 95

120

12

16

20; 21; 22

40

10

14

100

125

12

16

24

40

7

10

105

130

12

16

25

42

10

14

110

135

12

16

26

45

10

14

115

145

12

16

28

50

10

14

120

145; 150

12

16

30; 32

52

10

14

125

155

12

16

35; 36

58

10

14

130

160

15

20

38

52

7

10

140

170

15

20

38

58

10

14

150

180

15

20

40

60; 62

10

14

160

190

15

20

42

62

10

14

170

200

15

20

45

65

10

14

180

220

15

20

48; 50

70

10

14

190

230

15

20

52

75

10

14

200

240

15

20

55; 56; 58

80

10

14

 

 

 

 

  Основные размеры манжет должны соответствовать указанным в табл. 30.
  ГОСТ 8752-79 предусматривает также: свыше 200 до 480 мм; ряды 2; 3 и 4.
  Манжеты по ряду 1 предназначены для предпочтительного применения во всех отраслях машиностроения.
  Манжеты по ряду 2 допускается применять в дополнение к ряду 1 для автомобильной промышленности и изделий специального назначения.
  Манжеты по ряду 3 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для авиационной техники.
  Манжеты по ряду 4 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для комплектации импортного оборудования.
  Для машин и узлов, находящихся в эксплуатации и в серийном производстве, допускается изготовлять манжеты с основными размерами, не предусмотренными ГОСТ 8752-79, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
  Условное обозначение манжет с пружиной строится по следующей структуре:

 

Рис. 25. Диаграмма выбора резины:
I - резины 1-й и 3-й групп;
II - 4-й группы;
III - 
5-й и 6-й групп

Примечания к диаграмме:
1. Для серийных манжет типа II, выпускаемых по согласованным
чертежам, скорости должны быть снижены на 30-50 %.
2. Допускается применять резины 1 - 3-й групп в зоне II без
 гарантий, указанных в разделе 8 ГОСТ 8752-79.

  Пример обозначения манжеты типа 1, исполнения 1 для вала диаметром 60 мм с наружным диаметром 85 мм из резины группы 1:

Манжета 1.1-60x85-1 ГОСТ 8752-79/номер чертежа

  Технические требования. 1. Манжеты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по отраслевым стандартам, рабочим чертежам и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке. Каркасы и пружины должны изготовляться по отраслевым стандартам или рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
  2. В зависимости от условий работы манжет группу резины выбирают по диаграмме (рис. 25) и следующим данным в табл. З0а.

З0а. Условия выбора резины

Тип
эласто-
мера

Группа
резины

Нижний темпе-
ратур-
 ный предел, ºС

Температура уплотняемой среды, °С

Минеральные масла

Смазка на основе минераль-
ных масел

Дизель-
ные топлива

Углево-
ды хлори-
ванные

Вода (питьевая, техни-
ческая, морская)

Тормоз-
ная жид-
кость

мотор-
ные

Транс-
миссион-
ные (кроме гипоид-
ного)

гипоид-
ные

соля-
ровые

 

Бутадиен-
нитриль-
ный
каучук

1
2
3

-45
-30
-60

+100

+100

+80

+90

+90

-
С
-

-

С

-

Фтор-
каучук
СКФ-32
СКФ-26



4
5



-45
-20



+150
+170



+150
+170



+150



+150
С



+100
С



+150
-



-
+90



-



С

Силико-
новый каучук

6

-55

+150

+130

+130

С

С

С

-

С

С

   Примечания: 1. ГОСТ 8752-79 предусматривает также группы резины 5 и 6.
                          2. Буква «С» означает, что пригодность резины для уплотнения данной группы сред
                              определяется по согласованию потребителя с изготовителем.
                          3. Знак «-» означает, что эластомер неприменим для уплотнения в указанной группе сред.
                          4. Группа и марка резины определяется по согласованию потребителя с изготовителем.

  3. Для работы в условиях Крайнего Севера манжеты рекомендуется изготовлять из резины групп 3, 6.
  4. Не допускается разъем пресс-форм по рабочей кромке и поверхностям А и Б.
  5. На поверхности А в технически обоснованных случаях допускается изготовлять маслоотгонные рельефы с возможным выходом на рабочую кромку манжет по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
  6. Каркас должен быть обрезинен. Допускается оголение поверхности каркаса в местах фиксации каркаса в пресс-форме.
  7. Предельные отклонения по наружному диаметру манжет 1, 2 и 4-го рядов не должны превышать следующих значений, мм: 
  Наружный диаметр.......................До 30     Св. 30     Св. 80
                                                                        до 80     до 150

  Предельные отклонения..............+0,35       +0,40      +0,50
                                                        +0,15       +0,20      +0,30

  8. Предельные отклонения высоты манжеты не должны превышать следующих значений, мм:
  
  Высота манжеты ......................... 5-8      10; 12      15
  Предельные отклонения.............±0,2       ±0,3      ±0,4

  9. Манжеты должны быть морозостойки при температурах, указанных в табл. З0а.
  10. Манжеты должны обеспечивать герметичность при испытании на специальном стенде в течение 48 ч по методике, утвержденной в установленном порядке.
  11. Допускается подтекание без каплеобразования и падения. Удельная утечка не должна быть более
 10-2 см3/(смч). Расчет удельной утечки в см3/(см-ч) производят по формуле

 где Q - утечка за время t, см3- диаметр вала, см; t - время сбора утечки, ч ( 8 ч).
  12. 95 %-ный ресурс должен быть: 1) для манжет из резин групп 1-3, установленных:
    на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 3000 г;
    на автомобилях - 120000 км пробега;
  2) для манжет из резин групп 4-5, установленных:
    на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 10000 г;
    на автомобилях - 200000 км пробега;
  3) для манжет из резин группы 6, установленных:
    на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 5000 г;
    на автомобилях - 150000 км пробега.

31. Параметры сопряженных деталей

Параметры Вал Отверстие

Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73 при скорости скольжения:
     до 5 м/с
     св. 5 м/с
Шероховатость поверхностей Б и В (фасок) (рис. 26)
Шероховатость поверхности А (рис. 26)
Твердость поверхности трения, не менее, при скорости скольжения:
     до 4 м/с
     св. 4 м/с
Поле допуска
Предельное радиальное биение поверхности вала, контактирующей с манжетой, мм, при частоте вращения вала, мин-1:
     до 1000
     св. 1000 до 2000
     » 2000 » 3000
     » 3000 » 4000
     » 4000 » 5000
     » 5000
Несоосность посадочного места под манжету относительно оси вращения вала, мм, не более, при диаметрах вала, мм:
     до 55
     св. 55 до 120
     » 120 » 240



Ra 
от 0,63 до 0,32 мкм
Ra 
от 0,32 до 0,16 мкм
Ra 25

-


30HRC
50HRC
h10




0,18
0,15
0,12
0,10
0,08
0,02



-
-
-


Ra от 2,5 до 1,25мкм
-
Rz 20

Rz 
40




H9




-
-
-
-
-
-



0,10
0,15
0,20

  При эксплуатации изделий в агрессивных средах необходимо применять валы с защитным антикоррозионным покрытием Хтв 42. Значения шероховатости и отклонения размеров вала должны быть указаны после покрытия.
  В технически обоснованных случаях допускается применять валы с меньшей твердостью или изготовлять их из чугуна с твердостью не менее 170...241 НВ и цветных металлов по согласованию с разработчиком стандарта