Тема 2: Общие сведения о передачах

 В результате изучения студент должен знать:

- назначение и классификацию передач;
- основные характеристики передач: мощность, передаточное число, коэффициент полезного действия. 

2.1 Назначение передач

Все современные двигатели для уменьшения габаритов и стоимости выполняют быстроходными с весьма узким диапазоном изменения угловых скоростей. Непосредственно быстроходный вал двигателя соединяют с валом машины редко (вентиляторы и т. п.). 

В абсолютном большинстве случаев режим работы рабочей машины не совпадает с режимом работы двигателя, поэтому передача механической энергии от двигателя к рабочему органу машины осуществляется с помощью различных передач.

- требуемые скорости рабочих органов машины часто не совпадают со скоростями стандартных двигателей;
- скорости рабочего органа машины часто необходимо регулировать (изменять) в процессе работы;
- большинство рабочих органов машин должны работать при малых скоростях и обеспечивать большие вращающие моменты, а высокооборотные двигатели экономичнее;
- двигатели изготовляют для равномерного вращательного движения, а в машинах иногда требуется прерывистое поступательное движение с изменяющимися скоростями.

2.2 Классификация механических передач

- по принципу передачи движения: передачи трением и передачи зацеплением; внутри каждой группы существуют передачи непосредственным контактом и передачи гибкой связью;
- по взаимному расположению валов: передачи с параллельными валами (цилиндрические, передачи с пересекающимися осями валов (конические), передачи со скрещивающимися валами (червячные, цилиндрические с винтовым зубом, гипоидные);
- по характеру передаточного числа: с постоянным передаточным числом и с бесступенчатым изменением передаточного числа (вариаторы).

2.3 Основные характеристики передач

Особенности каждой передачи и ее применение определяются следующими основными характеристиками, необходимые для выполнения проектного расчета любой передачи:
1) мощность на ведущем P1 и ведомом P2 валах;
2) вращающие моменты Т1 и Т2 на тех же валах:  (2.1.1)
3) угловые скорости ведущего и ведомого  валов.
 

Схема двухступенчатой передачи
Рисунок 2.1.1 Схема двухступенчатой передачи


Дополнительными характеристиками являются:
1) механический к.п.д. передачи:  (2.1.2)
Для многоступенчатой передачи, состоящей из нескольких отдельных последовательно соединенных передач, общий к.п.д. (2.1.3), где , , …,  – к.п.д каждой кинематической пары (зубчатой, червячной, ременной и других передач, подшипников, муфт).
2)Окружная скорость ведущего или ведомого звена, м/с  (2.1.4),где d – диаметр колеса, шкива и др., м.
3) Передаточное отношение определяется в направлении потока мощности  (2.1.5)

Для многоступенчатой передачи общее передаточное отношение 
Технико-экономические расчеты тесно связаны с к.п.д. Потеря мощности – показатель непроизводительных затрат энергии – косвенно характеризует износ деталей передачи, так как потерянная в передаче мощность превращается в теплоту и частично идет на разрушение рабочих поверхностей.

Схемы различных видов передач
Рисунок 2.1.2 Схемы различных видов передач


Тип передачи

Закрытая

Открытая

Зубчатая

0,97

0,95

Зубчатая коническая

0.96

0,95

Цепная

0,92

Клиноременная

0,95

Червячная

0,75-0,85