Определение модуля

В некоторых заданиях на курсовой проект значения модуля зубчатых передач не заданы или выбраны условно, без учета действующих нагрузок в приводе. Выполнив первый лист проекта, студент определяет характер изменения нагрузки (моменты) на входном и выходном валах машинного агрегата. Поэтому при расчете зубчатой передачи рекомендуется по известной нагрузке определить или уточнить модуль.

При проектном расчете зубчатых колес модуль зацепления т, мм, определяют из условия прочности зубьев на изгиб по обобщенной формуле:

(1.8)

>где М - момент нагрузки на колесе, Н×м; YF - коэффициент, учиты-вающий форму зубьев для зубчатых колес внешнего зацепления (для зубчатых колес с z1 = 10:17 и 0 < хt < 0,5, YF = 3,5:4,3. Значения коэффициентов формы зубьев в зависимости от числа зубьев и смещения исходного контура, полученные методами теории упругости, приведены в     [5, табл. 10.3]); Yb =1-b /180° -коэффициент, учитывающий наклон образующей зуба bКF - коэффициент нагрузки F1,0 ... 1,2); [s]F - допускаемые напряжения изгиба (для термообработалных сталей типа 40Х [s]F = 280..340 МПа); ymbW /т-коэффициент ширины зубчатого венца (для прямозубых колес ym = 10 ... 12, для косозубых колес ym = 12 ... 20).

     Принимая средние значения коэффициентов и [s]F = 300 МПаполучим:

для косозубых передач

(1.9)

для прямозубых передач

(1.10)

     Величины  M и z должны характеризовать одно и то же зубчатое колесо, т.е. в формулу следует подставлять значения либо M1 и z1, либо M2 и z2. Если колеса выполнены из одного материала, то расчет обычно ведут по шестерне.

     Окончательное значение модуля выбирают, округляя получен-ное при расчете значение т' или тпдо ближайшего большего значения из ряда стандартных в соответствии с ГОСТ 9563-80:

     первый предпочтительный ряд: 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20, 25; 32; 40 ... 100 мм;

     второй ряд: 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9 мм и т.д.

     Модуль колес нужно выбирать минимальным, так как с его увеличением возрастают габаритные размеры и масса передач, трудоемкость обработки. С другой стороны, принимать значении мо дуля меньше 1,5 мм в силовых передачах машин не рекомендуется.