Введением коэффициентов скольжения зубьев l1,2 учитывается влияние геометрических и кинематических факторов на проскальзывание профилей в процессе зацепления. Наличие скольжения профилей и давления одного профиля на другой при передаче сил приводит к износу профилей. Для объективной оценки скольжения, а следова тельно, и износа эвольвентных профилей зубьев пользуются отношением скорости скольжения и скорости точки контакта по профилю соответственно шестерни и колеса l=nск / nt. В зубчатой передаче необходимо учитывать то, что зубья большего зубчатого колеса зацепляются в U12 раз меньше, чем зубья шестерни, поэтому выражения для коэффи циентов скольжения примут вид:
для шестерни
(1.34) |
для колеса
(1.35) |
О качестве передачи принято судить по максимальным значениям коэффициентов скольжения в точках начала зацепления (В1) и конца зацепления (В2):
в точке В1
>(1.36) |
в точке В2
(1.37) |
Коэффициент удельного давления J учитывает влияние радиусов кривизны профилей зубьев на контактные напря жения. Если эвольвентные поверхности зубьев приближенно принять за поверхности круглых цилиндров, радиусы которых равны радиусам кривизны соответствующих эвольвентных поверхностей в точке их контакта, то для опре деления возникающего при этом контактного напряжения можно использовать известную формулу Герца:
где FHt - равнодействующая распределенной нагрузки по контактной линии, направленная по линии зацепления; E=2E1E2/(E1+E2) - приведенный модуль упругости (здесь Е1, Е2- модули упругости материалов колес); 1/r пр =1/r1 +1/r2 - приведенная кривизна (здесь r1, r2 - радиусы кривизны эвольвентных профилей колес в точке контакта, мм); bW - рабочая ширина зубчатых колес, мм.
Влияние геометрической формы зуба на удельное давление, независимо от значения модуля, отражается через коэффициент удельного давления J=m/r пр, поэтому
В подкоренном выражении формулы Герца, записанной в измененном виде, содержатся два сомножителя. Второй сомножитель J зависит от формы зубьев, следовательно, форма зубьев оказывает влияние на контактные напряжения при конкретных нагрузке и материале зубчатых колес. Отметим, что коэффициент удельного давления характеризует не отдельное колесо, а взаимодействие двух зубчатых колес.
За расчетный коэффициент удельного давления принимают такой, который соответствует контакту зубьев в полюсе зацепления:
(1.39) |
Учет удельного давления наиболее важен для передач, работающих в режиме жидкостного трения.
Коэффициент перекрытия e позволяет оценивать непрерывность и плавность зацепления в передаче. Эти качества передачи обеспечиваются перекрытием по времени в работе двух пар зубьев: каждая последующая пара зубьев должна войти в зацепление до того, как предшествующая пара выйдет из него. О величине перекрытия в прямозубой передаче судят по коэффициенту торцового перекрытия, выражающему отношение угла торцового перекрытия зубчатого колеса к его угловому шагу (рис. 3, а).
Нормально работающая прямозубая передача должна иметь коэффициент перекрытия больше единицы. По схеме рабочего зацепления определяют длину активной линии зацепления
ga = B1B2 = (N2B1 -PN2) + (N1B2 -PN1)
или
ga = rb2 (tgaa2 - tgatW) + rb1 (tgaa1 - tgatW)
где aa1 и aa2 - углы профилей на окружностях вершин зубьев колес.
C учетом того, что pb =2prb1 /z1 = 2p rb2 /z2, получим формулу для коэффициента перекрытия в окончательном виде
(1.40) |
Коэффициент перекрытия у косозубой передачи при прочих равных условиях больше, чем у прямозубой передачи, вследствие того, что пара зубьев входит в зацепление не одновременно по всей своей длине, а постепенно. Таким образом, увеличивается продолжительность работы одной пары зубьев. Этот немаловажный фактор свидетельствует в пользу применения косозубой передачи, особенно при увеличении степени точности изготовления колес. Формула для определения коэффициента перекрытия косозубой передачи имеет вид
(1.41) |
где eb - коэффициент осевого перекрытия; yb=bW /m - коэффициент ширины зубчатого венца, выбираемый из условий прочности и износостойкости зуба.
Наряду с описанными выше качественными показателями в теории эвольвентной зубчатой передачи анализируются коэффициент ускоренного скольжения, коэффициент формы зуба, а также коэффициент, характеризующий размещение полюса в зоне двухпарного касания. Эти качественные показатели в вузовском курсе "Теория механизмов и машин" не рассматриваются, но они детально описаны в работах [1, 2, 7, 8]. Что же касается коэффициента формы зуба, то достаточно знать, что он всегда уменьшается при увеличении смещения инструмента. Однако нужно помнить, что чрезмерное смещение может привести к заострению зуба [5].